Законодательное регулирование выборов президента РФ. Досье — Биографии и справки

Общие принципы избирательного права

Выборы проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», оно гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принимать участие в выборах может любой гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. По данным на 1 июля 2017 г. Центризбирком зарегистрировал в России и за ее пределами 111 млн 425 тыс. 443 избирателей (на выборах 2012 г. были зарегистрированы 109 млн 860 тыс. 331).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят
Государственной Думой
24 декабря 2002 годаОдобрен
Советом Федерации
27 декабря 2002 года

Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации

Статья 2. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации

Законодательное регулирование выборов президента РФ. Досье -  Биографии и справки

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

Статья 4. Федеральный избирательный округ

Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации

Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации

Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Статья 8. Право на предвыборную агитацию

Статья 9. Финансирование выборов Президента Российской Федерации

Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации

Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений, некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента

Статья 12. Система и статус избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации

Статья 13. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Статья 14. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий

Статья 15. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

Статья 16. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса

Статья 17. Организация деятельности избирательных комиссий

Статья 18. Статус членов избирательной комиссии

Законодательное регулирование выборов президента РФ. Досье -  Биографии и справки

Статья 19. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Статья 20. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

Статья 21. Полномочия территориальной избирательной комиссии

Статья 22. Полномочия участковой избирательной комиссии

Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий

Статья 24. Иностранные (международные) наблюдатели

Статья 25. Образование избирательных участков

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Статья 26. Составление списков избирателей

Статья 27. Порядок включения граждан в список избирателей и исключения из него

Статья 28. Ознакомление избирателей со списками избирателей

Статья 29. Участие политических партий в выборах Президента Российской Федерации

Статья 30. Утратила силу

Статья 31. Наименование политической партии

Статья 32. Уполномоченные представители политической партии

Статья 33. Равенство прав политических партий на выборах Президента Российской Федерации

Статья 34. Самовыдвижение кандидата

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Статья 35. Выдвижение кандидата политической партией

Статья 36. Поддержка выдвижения кандидата

Статья 37. Представление избирательных документов для регистрации кандидата

Статья 38. Проверка соблюдения требований настоящего Федерального закона при выдвижении кандидатов

Статья 39. Регистрация кандидата

Статья 40. Обеспечение равного статуса кандидатов

Статья 41. Ограничения, связанные с должностным или со служебным положением

Статья 42. Гарантии деятельности кандидата

Статья 43. Доверенные лица кандидатов, политических партий

Статья 44. Выбытие кандидата

Статья 45. Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации

Статья 46. Информирование избирателей

Статья 47. Опросы общественного мнения

Статья 48. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов Президента Российской Федерации

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Статья 49. Предвыборная агитация

Статья 50. Агитационный период

Статья 51. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях

Статья 52. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

Статья 53. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания

Статья 54. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий

Статья 55. Условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

Статья 56. Ограничения при проведении предвыборной агитации

Статья 57. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации

Статья 58. Избирательные фонды кандидатов

Статья 59. Уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов

Статья 60. Специальный избирательный счет

Статья 61. Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата

Предлагаем ознакомиться  Виды инструктажей по охране труда. Порядок и сроки их проведения — Студопедия

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Статья 62. Отчетность по средствам избирательных фондов

Статья 63. Возврат денежных средств кандидатами

Статья 64. Финансовое обеспечение избирательных комиссий

Статья 65. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях

Статья 66. Помещение для голосования

Статья 67. Избирательный бюллетень

Статья 68. Утратила силу

Статья 69. Порядок голосования

Статья 70. Досрочное голосование

Статья 71. Порядок голосования в день голосования вне помещения для голосования

Статья 72. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования

Статья 73. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией

Статья 74. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Статья 75. Установление итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации

Статья 76. Определение результатов выборов Президента Российской Федерации

Статья 77. Повторное голосование на выборах Президента Российской Федерации

Статья 78. Повторные выборы Президента Российской Федерации

Статья 79. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Президента Российской Федерации

Статья 80. Использование ГАС «Выборы»

Статья 81. Хранение избирательной документации

Статья 82. Вступление в должность Президента Российской Федерации

Статья 83. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан

Статья 84. Основания аннулирования регистрации кандидата, отмены решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата

Статья 85. Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов Президента Российской Федерации

Статья 86. Ответственность за нарушение законодательства о выборах Президента Российской Федерации

Статья 87. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 88. Переходные положения

Приложение. Приложение 1-4

Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» N 19-ФЗ (действующая редакция 2020)

Отдельный блок изменений будет касаться непосредственно президента РФ.

Условия выдвижения кандидатов

Согласно избирательному законодательству, президентом РФ может быть избран гражданин России в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Действующий президент не может быть переизбран на третий срок подряд. Кроме того, глава государства, досрочно прекративший полномочия по собственному желанию или по состоянию здоровья, не может участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

Кандидаты в президенты РФ могут участвовать в выборах в порядке самовыдвижения или от одной из официально зарегистрированных политических партий (в списке Минюста по состоянию на 14 декабря 2017 г. числится 67 партий, допущенных к участию в выборах).

Для регистрации кандидату-самовыдвиженцу необходимо в течение 20 дней предоставить в ЦИК ходатайство о регистрации инициативной группы в свою поддержку численностью не менее 500 человек. Решение о ее регистрации ЦИК принимает в течение пяти дней.

Выдвижение кандидатов в президенты от политических партий оформляется на их съездах. Каждая партия имеет право выдвинуть только одного кандидата, при этом он не может состоять в другой политической партии или идти на выборы в качестве самовыдвиженца. Протокол съезда должен быть передан в ЦИК в течение 25 дней с момента назначения выборов.

Все претенденты должны сдать в Центризбирком заявление о согласии баллотироваться, информацию о наличии или отсутствии в прошлом судимости, копии паспорта, документов об образовании и месте работы. Кроме того, в ЦИК передаются сведения о доходах, имуществе, вкладах в банках кандидата и его супруги (супруга), сведения о наличии у претендента и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, зарубежной недвижимости и источниках ее приобретения.

Сбор подписей и регистрация

Кандидаты на высший государственный пост должны представить в ЦИК не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования документы, необходимые для регистрации, в т. ч. подписи избирателей в свою поддержку. От их сбора, согласно закону, освобождены претенденты, выдвинутые парламентскими партиями («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»).

Самовыдвиженцы обязаны собрать не менее 300 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7,5 тыс. подписей. Кандидаты от непарламентских партий должны предоставить не менее 100 тыс. подписей (не более 2,5 тыс. в каждом субъекте РФ). На президентских выборах 2012 г. кандидаты, шедшие не от парламентских партий, должны были собрать 2 млн подписей.

Органы власти

Предложенные президентом изменения затронут все ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную.

Так, Госдума получит полномочия утверждать кандидатуры премьер-министра, его заместителей и федеральных министров, после чего они будут назначаться на должности президентом. Как отмечается в пояснительной записке к документу, это делается «в целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти, усиления роли Государственной думы и парламентских партий, а также в целях повышения ответственности членов правительства РФ».

Предлагаем ознакомиться  Права жены проживающей в квартире мужа

Назначать министров так называемого силового блока, ведающих «вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности», предлагается после консультаций с Советом Федерации.

Речь идет об органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет президент. Кроме того, верхняя палата парламента будет участвовать в консультациях по кандидатурам прокуроров регионов, которые в настоящее время назначаются на должность президентом по представлению генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ.

В полномочия Совфеда будет также входить прекращение по представлению главы государства полномочий судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий».

Изменения ожидают и Конституционный суд: его состав планируется сократить с нынешних 19 до 11 судей, а функции расширить за счет права проверять по запросу президента федеральные и федеральные конституционные законы, а также законы субъектов РФ до их подписания соответственно главой государства или руководителем региона. В настоящее время он может это делать только по уже вступившим в силу законодательным актам.

В Основном законе РФ появится и один новый орган — Государственный совет, который будет формироваться президентом. «В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства предусматривается формирование президентом Российской Федерации Государственного совета РФ», — описываются его задачи в пояснительной записке к законопроекту.

Поправки предусматривают создание единой системы публичной власти в стране, в которую войдут органы местного самоуправления и государственной власти для взаимодействия «в целях наиболее эффективного осуществления полномочий, имеющих государственное значение». Президент ранее неоднократно обращал внимание на разрыв между муниципальным и государственным уровнями управления.

По его словам, это системная проблема, причем такое разделение заложено в Конституции РФ, муниципальная власть в отличие от региональной и федеральной не считается государственным уровнем. При этом президент РФ подчеркивал, что изменения в этой сфере следует производить, «не нарушая обязательств международного характера» в том, что муниципальный уровень управления должен иметь определенную степень самостоятельности.

Досрочное голосование, отмена открепительных удостоверений

Избирательное законодательство предусматривает проведение досрочного голосования. За 20 дней до выборов могут проголосовать сотрудники полярных станций, экипажей судов, которые в день выборов будут в плавании, и жители труднодоступных и удаленных районов. За 15 дней возможно проведение досрочного голосования на избирательных участках, образованных за рубежом (4 марта 2012 г., по данным ЦИК, досрочно проголосовали 259 тыс. 17 человек).

Новшеством кампании стала отмена открепительных удостоверений. На выборах президента 2018 г. граждане впервые смогут голосовать не только по месту регистрации, но и там, где будут находиться в день выборов. Для этого не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за пять дней до выборов нужно подать заявление и прикрепиться к удобному участку.

Ранее для участия в выборах не по месту регистрации гражданин должен был получить открепительное удостоверение. Его не позднее чем за 60 дней до дня голосования выдавали участковые или территориальные избирательные комиссии. Гражданина исключали из списка избирателей по месту регистрации, а при голосовании на участке по месту фактического пребывания вносили в дополнительный список (удостоверение при этом изымалось).

В день выборов граждане могут проголосовать на избирательных участках по месту жительства с 8:00 до 20:00 часов по местному времени. На территории участков, где расположены предприятия с непрерывным циклом работы (например, вахтовым методом), разрешено начинать голосование на два часа раньше.

Граждане, включенные в список избирателей, получают избирательные бюллетени по предъявлении паспорта или заменяющего его документа (военный билет, временное удостоверение, выдаваемое на период оформления паспорта). Для того, чтобы проголосовать, необходимо проставить в квадрат бюллетеня любой знак, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Граждане опускают заполненные бюллетени в опечатанный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (стационарный Комплекс обработки избирательных бюллетеней, КОИБ, или переносной Комплекс для электронного голосования, КЭГ).

Соцгарантии и международные обязательства

Президентский законопроект предусматривает, что решения межгосударственных органов, истолкованные в противоречии с основным законом, не подлежат исполнению Россией. В документе также отмечается, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами РФ, «если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».

Предлагаем ознакомиться  Ответственность за нарушение трудового законодательства

Сроки и процедура рассмотрения

Как сообщил журналистам председатель Госдумы Вячеслав Володин, профильный думский комитет по госстроительству и законодательству на заседании 21 января рассмотрит президентский законопроект. Он уточнил, что после этого, в 11:30 мск, состоится дополнительное заседание Совета Госдумы, который рассмотрит предложение профильного комитета по законопроекту и определит дату первого чтения.

По прогнозу Крашенинникова, второе чтение документа возможно уже в феврале. После того, как закон примет Госдума и одобрит Совет Федерации, его должны рассмотреть законодательные собрания субъектов РФ, поправки должны одобрить органы законодательной власти не менее чем двух третей регионов.После этого документ поступит на общероссийское голосование, механизм которого сейчас прорабатывается.

Как пояснила ТАСС сопредседатель рабочей группы по подготовке изменений в конституцию, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева, всероссийское голосование по поправкам в Основной закон РФ может быть проведено с учетом опыта проведения выборов президента России.

«Мы должны предложить новую процедуру [голосования]. В принципе, аналоги у нас есть. Вот, например, процедуры голосования при выборах президента вполне могут быть использованы. Здесь очень много похожего, там используется система избирательных комиссий, бюллетень с одним вопросом — за или против, я думаю, что здесь вполне уместно использовать по аналогии эти процедуры», — сказала Хабриева.

По ее словам, главным моментом является наличие в России необходимой инфраструктуры для проведения подобного голосования. «Мы представляем, какая есть инфраструктура для обеспечения, кто будет организовывать [голосование], то есть избирательные комиссии. И главное — обеспечить транспарентность, потому что у нас очень отработанная, слаженная система общественного контроля, когда это проводят избирательные комиссии. Ну и еще у нас есть Государственная автоматизированная система (ГАС) «Выборы», она прекрасно себя зарекомендовала», — отметила Хабриева.

При этом она уточнила, что рабочая группа может разработать дополнительные предложения к президентскому законопроекту об изменении основного закона, которые затронут в том числе новые полномочия Федерального собрания.

В новость были внесены изменения (20:24 мск) — добавлена информация по тексту.

Установление итогов выборов

После закрытия участков для голосования участковые избирательные комиссии (УИК) вскрывают в присутствии наблюдателей урны и подсчитывают голоса. Итоги голосования вносят в протокол участковой комиссии, который председатель УИК привозит в территориальный избирком. В его помещении данные вносятся в государственную автоматизированную систему (ГАС) «Выборы».

— если допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты;

— если итоги голосования признаны недействительными на участках, включающих не менее 25% от общего числа избирателей;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

— по решению суда.

Участие наблюдателей, видеонаблюдение

На всех заседаниях любой избирательной комиссий, а также при подсчете голосов участковыми и территориальными избиркомами, вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители по финансовым вопросам, представители аккредитованных при ЦИК или избиркоме субъекта РФ СМИ.

В день голосования на избирательных участках могут присутствовать общественные и международные наблюдатели. Они имею право вести фото- и видеосъемку, наблюдать за подсчетом голосов, а также обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящих органах или суде. Наблюдателей может направить каждый зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо, а также выдвинувшая кандидата партия.

На избирательных участках может вестись видеонаблюдение с трансляцией изображения в сети интернет. Одним из новшеств выборов 2018 г. станет использование средств видеонаблюдения в помещениях территориальных комиссий, где подводятся итоги голосования.

Финансирование выборов

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов президента РФ, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Распоряжается распределением этих средств Центральная избирательная комиссия РФ.

Каждый кандидат обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования своей кампании и открыть специальный счет в Сбербанке России для размещения средств своего фонда. Счет может пополняться исключительно из трех источников: собственных средств кандидата (не более 10% от предельной суммы 400 млн руб.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Кандидату запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ, связанных с его избирательной кампанией, кроме средств, поступивших в его избирательный фонд. В 2012 г. из федерального бюджета на проведение президентских выборов было выделено 10 млрд 375 млн руб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector