Как начислить амортизацию на автомобиль

Ускоренная амортизация при лизинге

Легковой автомобиль Необходимо знать год выпуска, пробег, срок гарантии производителя от сквозной коррозии
Грузовой транспорт Учитывается базовая стоимость, время полезного функционирования, из которого высчитывается норма износа
Автобус Необходимо узнать время полезного использования исходя из модели автобуса
Трактора Учитывается начальная цена техники, срок полезного применения, период службы
Строительная спецтехника Учитывается начальная цена с учетом всех комплектующих, но без учета стоимости шин – их амортизация высчитывается отдельно, срок ожидаемой службы

При списании настоящая амортизационная сумма уходит со счета 02 в счет 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие»). Начисление амортизации:

  • Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 44

Проводку проводят раз в месяц на основании расчетной ведомости.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Для автомобилей, находящихся в аренде, применяется ускоренная амортизация – ее норма умножается на повышенный коэффициент от 1 до 3. Допустимо выбирать целые значения или дробные, например: 1,65, 2,35. Плюсами такого метода являются:

  • уменьшение налога на доход на время финансовой аренды;
  • уменьшение имущественного налога на объект лизинга;
  • возможность выкупа авто после завершения договорного срока по наименьшей итоговой стоимости.

Отражение в учете и износ автомобиля в лизинге зависят исключительно от его балансодержателя. К примеру, если автомобиль передан фирмой партнеру по соответствующему соглашению, но числится на балансе лизингодателя, то и амортизацию начислять будет он. Организация, получившая машину в лизинг, учитывает ее стоимость за балансом на сч. 001 «Арендованные ОС», дебетуя этот счет при принятии имущества и кредитуя, если объект возвращается балансодержателю.

При получении автомобиля, формируют его первоначальную стоимость на сч. 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» в корреспонденции со сч. 76 субсчет «Арендные обязательства». После того, как ПС машины будет сформирована, а объект введен в эксплуатацию, стоимость авто переносится в дебет счета 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» с кредита сч.08/9.

Поскольку амортизацию лизингового автомобиля начисляет балансодержатель, то он и начнет амортизировать объект в бухгалтерском учете с месяца, идущего за тем, в котором авто было принято к учету. СПИ обычно принимают аналогичным периоду действия договора лизинга.

Транспортные средства обычно стоят недешево, поэтому их часто приобретают за счет заемных средств. Одним из распространенных вариантов является лизинг. Он позволяет не только приобрести объект, но и в дальнейшем снизить платежи по налогам на имущество и на прибыль.

Речь идет об использовании ускоренной амортизации. Действующее законодательство позволяет при покупке объекта в лизинг использовать «ускоряющий» коэффициент в размере до 3. Однако, применяя этот метод, необходимо учитывать ряд ограничений.

  1. Имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя.
  2. В договоре лизинга должен быть пункт о применении ускоренной амортизации с указанием используемого коэффициента.
  3. Ускоренную амортизацию в бухгалтерском учете можно применять только при использовании метода уменьшаемого остатка (п. 19 ПБУ 6/01). Т.к. в налоговом учете аналогичный метод отсутствует – неизбежно возникают налоговые разницы.
  4. В налоговом учете нельзя применять повышающий коэффициент амортизации автомобиля к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам. Т.е. для значительной части транспортных средств (в частности — для легковых автомобилей, малых автобусов и грузовиков массой до 3,5 т) данная льгота недоступна.

Ситуация

Как начислить амортизацию на автомобиль

Производственная компания в мае 2015 г. для служебных нужд приобрела у юридического лица автомобиль Volkswagen Phaeton 5Long представительского класса (F) 2013 г. выпуска за 3 776 000 руб. (в том числе НДС — 576 000 руб.). В том же месяце объект введен в эксплуатацию и за него произведены соответствующие расчеты с продавцом.

Технические характеристики транспортного средства (ТС) таковы: длина — 5,179 м, ширина — 1,903 м, рабочий объем и мощность двигателя — 4,2 л и 335 л. с. соответственно.

Из первичных документов, оформленных передающей стороной, следует, что автомобиль был отнесен продавцом к третьей амортизационной группе, исходя из которой им установлен СПИ — 40 месяцев. До момента продажи ТС эксплуатировалось прежним владельцем в течение 20 месяцев.

Согласно бухгалтерской и налоговой учетной политике амортизация по объектам ОС начисляется линейным методом. При этом в целях налогообложения организация вправе применять амортизационную премию в размерах, предусмотренных п. 9 ст. 258 НК РФ.

При принятии автомобиля к бухгалтерскому учету компания установила срок его полезного использования равным пяти годам (60 месяцам). Какие варианты начисления амортизации в налоговом учете предоставляет организации закон?

Норма амортизационных отчислений на автомобиль

НА = 1/СПИ х 100%,

Пример

Как начислить амортизацию на автомобиль ★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено {amp}gt; 8000 книг

Способы

Амортизация отображает износ автомобиля, выраженный в денежном эквиваленте. Стоимость ТС погашается в течение срока его полезного использования. Начисление амортизации в БУ осуществляется одним из таких способов:

  1. Линейный — первоначальная стоимость объекта списывается равномерными частями за весь срок использования объекта.
  2. Уменьшаемого остатка — годовая норма отчислений рассчитывается исходя из срока использования и коэффициента ускорения (2 или 3), которые установлены законодательно. Начисление осуществляется на остаточную стоимость ТС в начале каждого года. Данная методика применима только к машинам, которые находятся в лизинге.
  3. Списание стоимости по сумме количества лет эксплуатации – норма амортизации умножается на первоначальную или текущую стоимость объекта.
  4. Пропорциональный метод – выпущенный объем продукции за текущий год делится на предполагаемый за весь срок использования. Полученная норма применяется к первоначальной стоимости объекта.

На практике чаще всего используется первый и четвертый методы. Как бы ни осуществлялось начисление амортизации в БУ, в НУ этот процесс происходит в соответствии с нормами ст. 259 НК РФ. Организация может в начале каждого периода (года) менять способ калькуляции износа. Но если изначально был выбран нелинейный метод, то использовать линейный можно будет только через 5 лет.

Для организаций, использующих линейный метод начисления амортизации, в налоговом учете предусмотрены особые правила определения срока полезного использования ОС, бывшего в употреблении. Напомним, они изложены в п. 7 ст. 258 НК РФ, который должен применяться в совокупности с положениями п. 12 той же статьи. Согласно последней норме бэушное ОС необходимо включить в ту же амортизационную группу, к которой оно было отнесено его предыдущим владельцем.

Исходя из этого в налоговом учете можно выделить несколько способов расчета СПИ бэушных объектов ОС. Представим их схематично.

Срок полезной службы транспорта

Группа Полезный срок Относящийся к категории транспорт
3 3–5 лет Мототехника

Легковые авто

Грузовой транспорт до 0,5 т

4 5–7 лет Спецавтомобили для лиц с ограниченными возможностями

Грузовой транспорт, фургоны, тягачи, самосвалы

Автобусы малого класса (до 7,5 м)

Автоцистерны

Лесозаготовительный транспорт

Прицепы для транспорта, грузоподъемностью менее восьми тонн

5 7–10 лет Легковые авто с двигателем более 3,5 л

Грузовики 5–15 тонн

Пассажирский транспорт длиной до 12 м

Спецавтомобили

Троллейбусы

6 10–15 лет Техника с грузоподъемностью до 15 т

Автобусы суперкласса длиной от 16,5 м

При обновлении транспорта время его полезного действия увеличивается. Но предприятие не правомочно делать его больше времени полезного пользования для автотранспорта соответствующей амортизационной категории. Если по итогам реконструкции цена автомобиля увеличилась, то амортизация делается по новой цене с учетом итоговой стоимости.

Если использование автомобиля было по какой-либо причине законсервировано на время до трех месяцев, то весь этот срок он не может амортизироваться. После расконсервации процесс исчисления амортизирующих сумм продолжается как обычно.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Если по причине износа автомобиля организация решила его ликвидировать, то действия бухгалтера напоминают прошлый алгоритм:

  1. Списание первоначальной цены: Дт 01 Кт 01.
  2. Уход начисленной амортизации: Дт 02 Кт 01.
  3. Уход остаточной стоимости: Дт 91–2 Кт 01.

Норма амортизационных отчислений на автомобиль

Сначала приведем способы определения срока полезного использования налогоплательщиком (покупателем) в ситуации, когда бывший владелец (продавец) установил СПИ на основании положений ст. 258 НК РФ в строгом соответствии с Классификацией ОС {amp}lt;1{amp}gt;.

Как начислить амортизацию на автомобиль

Способ 1

    ----------------¬   -------------------¬   ---------------------------¬
¦ Срок полезного¦ = ¦СПИ, установленный¦ - ¦ Срок фактической ¦
¦ использования ¦ ¦ продавцом ¦ ¦эксплуатации ОС у продавца¦
L---------------- L------------------- L---------------------------

Способ 2

    ----------------¬   --------------------------¬   --------------------¬
¦ ¦ ¦ СПИ, установленный ¦ ¦ Срок фактической ¦
¦ Срок полезного¦ = ¦ покупателем в пределах ¦ - ¦ эксплуатации ОС ¦
¦ использования ¦ ¦ амортизационной группы, ¦ ¦ у продавца ¦
¦ ¦ ¦ выбранной продавцом ¦ ¦ ¦
L---------------- L-------------------------- L--------------------

Способ 3

    ---------------------------------¬   ---------------------------------¬
¦ Срок полезного использования ¦ = ¦ СПИ, установленный продавцом ¦
L--------------------------------- L---------------------------------

Способ 4

    ----------------¬   --------------------------------------------------¬
¦ Срок полезного¦ = ¦ СПИ, установленный покупателем в пределах ¦
¦ использования ¦ ¦ амортизационной группы, выбранной продавцом ¦
L---------------- L--------------------------------------------------

Способ 5

    ----------------¬   --------------------------------------------------¬
¦ Срок полезного¦ = ¦ СПИ, установленный покупателем исходя из ¦
¦ использования ¦ ¦требований техники безопасности и других факторов¦
L---------------- L--------------------------------------------------

Дадим несколько пояснений. Из буквального толкования п. 7 ст. 258 НК РФ следует, что налогоплательщик самостоятельно решает, какой порядок определения срока полезного использования имущества, бывшего в употреблении, он будет применять в налоговом учете. Причем уменьшение СПИ на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками является не обязанностью, а правом покупателя {amp}lt;2{amp}gt;

Как начислить амортизацию на автомобиль

Особый порядок определения срока полезного использования закреплен в абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ по объектам, которые эксплуатировались предыдущими собственниками в течение периода, равного или превышающего СПИ, определяемый Классификацией ОС для соответствующей амортизационной группы. В таком случае покупатель вправе (но не обязан) самостоятельно определить срок полезного использования с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Предлагаем ознакомиться  Продажа квартиры в долевой собственности целиком 2020 : налог, процедура и документы

Формально положения ст. 258 НК РФ не обязывают нового владельца основных средств пересматривать амортизационную группу, в которую в нарушение Классификации ОС их включил прежний владелец. Но арбитры, как правило, настаивают на исправлении ошибки последнего, поскольку считают недопустимым расчет амортизации и амортизационной премии исходя из некорректных данных {amp}lt;3{amp}gt;.

Способ 6

    ----------------¬   ----------------------------¬   ------------------¬
¦ Срок полезного¦ ¦ СПИ, самостоятельно ¦ ¦ Срок фактической¦
¦ использования ¦ = ¦ установленный покупателем ¦ - ¦ эксплуатации ОС ¦
¦ ¦ ¦ исходя из Классификации ОС¦ ¦ у продавца ¦
L---------------- L---------------------------- L------------------

Способ 7

    ----------------¬   --------------------------------------------------¬
¦ Срок полезного¦ = ¦ СПИ, самостоятельно установленный покупателем ¦
¦ использования ¦ ¦ исходя из Классификации ОС ¦
L---------------- L--------------------------------------------------

НА = 1/СПИ х 100%,

Пример

Порядок амортизации при выбытии

Важно придерживаться следующих правил:

  1. Начисление проводится каждый месяц, с того дня, когда техника начала эксплуатироваться.
  2. Прекращается процесс исчисления первого числа месяца, когда транспорт был списан или амортизирован.
  3. Если транспорт амортизирован, то его ОС равно нулю и не отображается в балансе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

При выбытии автомобиля из собственности осуществляются следующие операции:

  1. Расчет остатка его стоимости = Начальная цена – начисленная амортизация.
  2. Списание величин амортизации: Дт 02 Кт 01.
  3. Списание остатка стоимости: Дт 91–2 Кт 01.

Недостаток

Линейный способ начисления амортизации не дает точных результатов. Он не учитывает всех затрат на обслуживание авто. Бухгалтеры применяют методику расчета, при которой авто эксплуатируется не более пяти лет. При этом сумма отчислений составляет 10-20 % от стоимости нового авто. Но если речь идет о старых ТС, то лучше использовать нелинейный метод, когда амортизация легкового автомобиля начисляется на остаточную стоимость.

Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.

Год Расчет Ежегодная амортизация
1 2 555 000 х 25% 638 750
2 (2 555 000 – 638 750) х 25% 479 062, 5
3 (2 555 000 – 638 750 – 479 062, 5) х 25% 359 296
4 (2 555 000 – ….– 359 296) х 25% 269 472
5 (2 555 000 –….– 269 472) х 25% 201 933
6 (2 555 000 –…. – 201 933) х 25% 151 621
7 (2 555 000 –….– 151 621) х 25% 113 716
8 (2 555 000 –….– 113 716) 85 287
Итого 2 299 137,5

Путем такого расчета начальная стоимость не будет полностью списанной (2 555 000 – 2 299 137,5 = 255 862,5). Министерство финансов разрешает отнести эту сумму к расходам последнего месяца пользования автобусом.

Рассчитаем амортизацию

Определим ежемесячные суммы амортизации указанными выше способами. Напомним, что автомобиль приобретен за 3 776 000 руб., включая НДС в сумме 576 000 руб. Следовательно, его стоимость, которая учитывается при исчислении амортизации, составит 3 200 000 руб.

Вариант 1. Руководствуясь п. 12 ст. 258 НК РФ, компания включила легковой автомобиль в ту же амортизационную группу, что и продавец (то есть в третью), взяв за основу тот же срок полезного использования — 40 месяцев.

Поскольку до продажи ТС эксплуатировалось в течение 20 месяцев, новый собственник при вводе объекта в эксплуатацию установит СПИ, равный 20 месяцам (40 — 20). Тогда месячная норма амортизации будет равна 5% (1 / 20 мес. x 100%), а сумма амортизации — 160 000 руб. (3 200 000 руб. x 5%).

В силу п. 4 ст. 259 НК РФ амортизацию в указанном размере следует начислять ежемесячно с июня 2015 г. на протяжении 20 месяцев (то есть по январь 2017 г. включительно). Следовательно, в 2015 г. компания сможет учесть в целях налогообложения амортизационные отчисления в сумме 1 120 000 руб., в 2016 г. — 1 920 000 руб., в 2017 г. — 160 000 руб.

Вариант 2. Организация в силу п. 12 ст. 258 НК РФ отнесла приобретенное имущество в состав той же амортизационной группы, что и прежний собственник, но пересмотрела СПИ, определив его в минимальном размере для третьей амортизационной группы — 37 месяцев. С учетом фактического времени эксплуатации автомобиля у предыдущего владельца новый СПИ составит 17 месяцев (37 — 20).

В таком случае норма амортизации будет равна 5,88% (1 / 17 мес. x 100%), сумма ежемесячной амортизации — 188 160 руб. (3 200 000 руб. x 5,88%). В 2015 г. организация перенесет на расходы 1 317 120 руб., в 2016 г. — 1 882 880 руб. (начисление амортизации прекратится в ноябре 2016 г.).

Вариант 3. Учитывая положения п. 12 ст. 258 НК РФ, компания решила не использовать свое право по корректировке срока полезного использования автомобиля, оставив его равным 40 месяцам. В таком случае ТС будет амортизироваться с июня 2015 г. по сентябрь 2018 г. включительно.

Норма амортизации составит 2,5% (1 / 40 мес. x 100%), сумма амортизации за месяц — 80 000 руб. (3 200 000 руб. x 2,5%). В 2015 г. компания учтет в налоговых расходах 560 000 руб., в 2016, 2017 гг. — по 960 000 руб., в 2018 г. — 720 000 руб.

Вариант 4. Организация отказалась от реализации своего права уменьшить СПИ бэушного объекта ОС на количество месяцев его эксплуатации прежним владельцем. Однако указанный срок она установила самостоятельно в соответствии с Классификацией ОС в рамках третьей амортизационной группы (то есть той, в которую автомобиль был включен у продавца) — 50 месяцев. С учетом этого стоимость ТС будет перенесена на расходы в течение периода с июня 2015 г. по июль 2019 г. включительно.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Месячная норма амортизации в таком случае составит 2% (1 / 50 мес. x 100%), сумма амортизации — 64 000 руб. (3 200 000 руб. x 2%). В 2015 г. налогоплательщик спишет 448 000 руб., в 2016 — 2018 гг. — по 768 000 руб., в 2019 г. — 448 000 руб.

Вариант 5. Поскольку продавец включил автомобиль не в ту амортизационную группу, что предусмотрена Классификацией ОС для данного авто, организация вопреки п. 12 ст. 258 НК РФ, но в соответствии с судебной практикой отнесла объект к пятой амортизационной группе и определила СПИ, равный 85 месяцам. Новый срок полезного использования (с учетом эксплуатации у прежнего владельца) составит 65 месяцев (85 — 20). То есть амортизация будет начисляться с июня 2015 г. по октябрь 2020 г. включительно.

Тогда месячная норма амортизации будет равна 1,54% (1 / 65 мес. x 100%), сумма амортизации — 49 280 руб. (3 200 000 руб. x 1,54%). В 2015 г. компания учтет при исчислении налога на прибыль 344 960 руб., в 2016 — 2019 гг. — по 591 360 руб., в 2020 г. — 489 600 руб.

Как начислить амортизацию на автомобиль

Вариант 6. Организация исправила ошибку прежнего владельца и включила подержанный автомобиль в пятую амортизационную группу, установив минимальный СПИ, предусмотренный Классификацией ОС для данного имущества, — 85 месяцев. При этом налогоплательщик отказался от права уменьшить указанный срок на количество месяцев фактического использования транспортного средства продавцом. В этом случае амортизация будет начисляться с июня 2015 г. по июнь 2022 г. включительно.

В таком случае норма амортизации составит 1,18% (1 / 85 мес. x 100%), сумма ежемесячной амортизации — 37 760 руб. (3 200 000 руб. x 1,18%). В 2015 г. компания отнесет на расходы 264 320 руб., в 2016 — 2021 гг. — по 453 120 руб., в 2022 г. — 216 960 руб.

Применение коэффициентов

Повышающий k (не выше 2) допускается использовать при использовании транспорта в агрессивных средах: токсичная пожаро-, взрывоопасная или иная обстановка. k=3 используется при:

  • лизинге;
  • эксплуатации транспортных средств в научной деятельности;
  • работе техники, занятой в добыче углеводородных ископаемых на новом морском месторождении.

Для исчисления амортизации легкового транспорта (600 тыс. руб.) и микроавтобусов (800 тыс. руб.) применяется понижающий k – 0,5 (ст.259 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 272 НК РФ амортизационная премия признается в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения. То есть в рассматриваемой ситуации в июне 2015 г.

В связи с этим в указанном месяце возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) в размере 941 162,67 руб. (994 496 — 53 333,33) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО) — 188 232,53 руб. (941 162,67 руб. x 20%) (п. п. 12, 15 ПБУ 18/02). Указанное ОНО отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-прибыль).

Предлагаем ознакомиться  Как снять машину с учета в ГИБДД в 2020 году по новым правилам: пошаговая инструкция

В последующие месяцы по мере начисления амортизации по автомобилю в бухгалтерском и налоговом учете происходит уменьшение НВР и, как следствие, ОНО (п. 18 ПБУ 18/02), списание которого производится в учете обратной записью: Дебет 77 Кредит 68-прибыль. С июля 2015 г. по апрель 2020 г. (включительно) ОНО уменьшается на сумму 3767,47 руб. ((53 333,33 руб. — 34 496 руб.) x 20%), в мае 2020 г. — на 3767,51 руб. ((53 333,53 руб. — 34 496 руб.) x 20%).

С июня 2020 г. амортизация начисляется только в налоговом учете, поэтому в бухгалтерском учете вновь возникают НВР и соответствующее ей ОНО. В период с июня по сентябрь 2020 г. ежемесячная величина ОНО составит 6899,2 руб. (34 496 руб. x 20%), в октябре 2020 г. (с учетом арифметических погрешностей) — 6451,44 руб. (32 256 руб. x 20%).

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет, руб.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Май 2015 г.

Отражены затраты по приобретению автомобиля

08-4

60

3 200 000

Отражена сумма НДС, подлежащая уплате продавцу

19-1

60

576 000

Приобретенный автомобиль принят к учету в составе основных средств

01

08-4

3 200 000

Принят к вычету НДС, предъявленный продавцом

68-НДС

19-1

576 000

Произведены расчеты с продавцом автомобиля

60

51

3 776 000

Июнь 2015 г.

Начислена амортизация по автомобилю

26

02

53 333,33

994 496

Отражено ОНО

(994 496 руб. — 53 333,33 руб.) x 20%

68-прибыль

77

188 232,53

Ежемесячно начиная с июля 2015 г. по апрель 2020 г. (включительно)

Начислена амортизация по автомобилю

26

02

53 333,33

34 496

Уменьшено ОНО

(53 333,33 руб. — 34 496 руб.) x 20%

77

68-прибыль

3767,47

Май 2020 г.

Начислена амортизация по автомобилю

26

02

53 333,53

34 496

Уменьшено ОНО

(53 333,53 руб. — 34 496 руб.) x 20%

77

68-прибыль

3767,51

Ежемесячно начиная с июня по сентябрь года (включительно)

Начислена амортизация по автомобилю

34 496

Отражено ОНО

(34 496 руб. — 0 руб.) x 20%

68-прибыль

77

6899,2

Октябрь 2020 г.

Начислена амортизация по автомобилю

32 256

Отражено ОНО

(32 256 руб. — 0 руб.) x 20%

68-прибыль

77

6451,44

Н.В.Никифорова

Редактор журнала

учет доходов и расходов»

Амортизация при налоговых режимах

175 х 0,111 : 12 = 1,61875 тыс. руб.

Эта сумма отобразится в БУ проводкой ДТ26 КТ02.

175 – 1,61875 х 11 = 157,19375 тыс. руб.

Срок использования: 48 — 11 = 37 мес.

157,19375 : 37 = 4,24847 тыс. руб.

срок амортизации автомобиля

ЗАО имеет на балансе автотранспортное хозяйство. По грузовым ТС амортизация начисляется в зависимости от пробега (по Единым нормам). 09.04.2001 ЗАО ввело в эксплуатацию ГАЗ 3307, которое выдерживает 4,5 т, с ресурсом пробега 200 тыс. км. по цене 200 тыс. руб. (без НДС). Норма амортизации — 0,37 % от стоимости ТС на 1000 км пробега. За время работы в апреле пробег составил 1,4 тыс. км, в мае – 2,7 тыс. км, в июне – 3,1 тыс. км.

А = Первоначальная стоимость х Норма х (Пробег : 1000).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

200 х 0,0037 х (4,1:1) = 3,043 руб.

Эта сумма отобразится в балансе проводкой ДТ23 КТ02.

176654 : 65 = 2717,75 руб.

Итак, мы продемонстрировали шесть вариантов расчета амортизации автомобиля с пробегом (приведенный выше способ определения СПИ под N 5 не применялся, поскольку по условиям примера организация обладала сведениями об амортизационной группе, в которую ТС было включено продавцом, а также об установленном им СПИ и фактическом сроке эксплуатации авто). Каким из них воспользоваться, решать вам.

Мы же, продолжая рассматривать обозначенную в начале статьи ситуацию, будем исходить из того, что налогоплательщик решил принять во внимание обширную судебную практику и отнес автомобиль к правильной амортизационной группе, скорректировав при этом СПИ на период использования ТС в деятельности прежнего собственника (вариант 5).

Для усложнения примера допустим, что компания решила воспользоваться своим правом, предоставленным ей п. 9 ст. 258 НК РФ, на единовременное списание в налоговые расходы 30% стоимости автомобиля — 960 000 руб. (3 200 000 руб. x 30%). В таком случае в течение 65 месяцев будут списываться расходы в сумме 2 240 000 руб. (3 200 000 — 960 000).

Ежемесячная сумма амортизации составит 34 496 руб. (2 240 000 руб. x 1,54%). В 2015 г. в состав налоговых расходов будет включено 1 201 472 руб. (241 472 руб. — амортизация, 960 000 руб. — амортизационная премия), в 2016 — 2019 гг. — по 413 952 руб., в 2020 г. — 342 720 руб. (по октябрь включительно).

амортизация автомобиля

В бухгалтерском учете имущество включается в состав ОС по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на его приобретение (за исключением НДС и других возмещаемых налогов). В нашем случае первоначальная стоимость автомобиля равна сумме, уплаченной продавцу в соответствии с договором, без учета НДС — 3 200 000 руб. (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» {amp}lt;5{amp}gt;, п. п. 23, 24 Методических указаний по бухучету ОС {amp}lt;6{amp}gt;).

Затраты на приобретение основных средств отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств») в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Первоначальная стоимость объекта, принятого в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается со счета 08 (субсчет 08-4) в дебет счета 01 «Основные средства».

Стоимость объектов ОС погашается путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний по бухучету ОС).

При применении линейного способа начисления амортизации ее годовая сумма определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации. Последняя рассчитывается с учетом СПИ объекта ОС, установленного организацией при принятии этого объекта к бухгалтерскому учету. В течение года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (п. п. 18, 19 ПБУ 6/01, п. п. 54, 55 Методических указаний по бухучету ОС).

Компания установила СПИ автомобиля — пять лет. Следовательно, годовая сумма амортизации составит 640 000 руб. (3 200 000 руб. / 5 лет), ежемесячная — 53 333,33 руб. (640 000 руб. / 12 мес.).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету (в нашем случае — с июня 2015 г.), и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо до его выбытия (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний по бухучету ОС).

Амортизационные отчисления признаются расходами по обычным видам деятельности в месяце их начисления и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, п. п. 5, 8, 16, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», п. п. 64, 65 Методических указаний по бухучету ОС).

Поскольку в рассматриваемой ситуации автомобиль приобретен для управленческих нужд, суммы начисленной амортизации будем отражать на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

В нашем примере СПИ автомобиля с пробегом для начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учете неодинаков. Кроме того, применение амортизационной премии допускается только в целях налогообложения. Эти обстоятельства приводят к необходимости использования организацией ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» {amp}lt;7{amp}gt;.

УСН ЕНВД ЕСХН
При «доходы-расходы» в убыток вводится выплаченная стоимость транспорта, пущенного в эксплуатацию. Цена ОС уходит в расходы в продолжение текущего года. В последнем квартале списание происходит единовременно При закупке основного средства НДС уходит через амортизацию. При его дальнейшей продаже НДС «вмененщику» придется уплатить. Амортизационные суммы на возмещение цены ОС подлежат учету. А траты на модернизацию не подлежат обязательному отражению в документах

Ввод авто в эксплуатацию до дня его постановления на учет в дорожной инспекции запрещен. Амортизация на неэксплуатируемое средство начисляться тоже не может. Но считается, что на налоговый учет можно поставить автосредство не получив регистрации дорожной полиции, так как на пригодность авто к использованию документ о регистрации никак не влияет.

Чтобы определить, как посчитать амортизацию автомобиля, нужно в первую очередь выбрать метод ее начисления. В бухгалтерском учете их существует четыре:

  1. Линейный.
  2. Уменьшаемого остатка.
  3. По сумме лет полезного использования.
  4. Исходя из объема работ (для автомобиля – на основе пробега).

На практике в большинстве случаев используют первый или четвертый метод. Рассмотрим их подробнее.

Для расчета линейным методом необходимо знать первоначальную стоимость и срок полезного использования (СПИ).

Первоначальная стоимость для автомобиля в общем случае – это расходы на приобретение и доставку. В некоторых случаях сюда могут быть добавлены дополнительные расходы – оплата посреднику, таможенные пошлины и т.п.

Для определения срока полезного использования обычно учитывают Классификацию основных средств, утвержденную Постановлением Правительства № 1 от 01.01.2002г. Хотя формально она предназначена для налогового учета, при определении «бухгалтерского» СПИ удобно также руководствоваться этим документом.

Предлагаем ознакомиться  Кто должен платить кредит банку после смерти заемщика?

начисление амортизации

А = ПС х (100% / СПИ), где

ПС – первоначальная стоимость,

СПИ – срок полезного использования в годах

Рассмотрим, как посчитать амортизацию автомобиля – пример использования линейного метода.

Организация приобрела легковой автомобиль. Стоимость приобретения с учетом дополнительных расходов – 250 тыс. руб. без НДС, срок полезного использования — 5 лет.

А = 250 х (100% /5) = 250 х20% = 50 тыс. руб.

Расчет на основании объема работ позволяет учитывать нагрузку, которую испытывает основное средство при эксплуатации и более «адекватно» распределять износ по периодам. Для автомобилей нагрузка наиболее полно отражается через показатели пробега. Поэтому данный метод применительно к транспортным средствам можно назвать: «расчет амортизации автомобиля по километражу».

А = ПС х (ПРф / ПРн), где

ПС – первоначальная стоимость автомобиля;

расчет амортизации автомобиля

ПРф — фактический пробег за расчетный период;

ПРн – нормативный пробег за весь срок полезного использования.

Таким образом, чтобы определить, как посчитать амортизацию автомобиля по километражу, СПИ сам по себе не требуется. Нужно только определить общий нормативный пробег транспортного средства.

Величина в скобках – это процент амортизации автомобиля, рассчитанный на основании фактического пробега.

Рассмотрим, как рассчитать амортизацию грузового автомобиля по пробегу.

Организация приобрела грузовой автомобиль. Первоначальная стоимость определена в сумме 600 тыс. руб. без НДС. Для автомобиля был определен суммарный нормативный пробег 160 тыс. км. За первый год эксплуатации фактический пробег составил 25 тыс. км. Амортизация за первый год составит

Норма амортизационных отчислений на автомобиль

Прежде чем перейти к расчету амортизации в рассматриваемой нами ситуации, скажем несколько слов об определении амортизационной группы по легковым автомобилям (потому как этот вопрос непростой).

Согласно классификации, принятой Европейской экономической комиссией, легковые автомобили разбиты на классы в зависимости от габаритов ТС.

Название класса

Обозначение

Длина, м

Ширина, м

Mini cars (особо малый класс, городской автомобиль)

Класс A

До 3,6

До 1,6

Small cars (малый класс)

Класс B

3,6 — 3,9

1,5 — 1,7

Medium cars (гольф-класс, первый средний класс, малый средний класс)

Класс C

3,9 — 4,4

1,6 — 1,75

Larger cars (средний класс, второй средний класс)

Класс D

4,4 — 4,8

1,7 — 1,8

Executive cars (высший средний класс, бизнес-класс)

Класс E

Более 4,8

Более 1,7

Luxury cars (высший класс, представительский класс)

Класс F

Более 5

Более 1,7

Некоторые авто в вышеприведенные классы не включены. Для них дополнительно определены следующие классы:

  • S — спорткары (купе, кабриолеты);
  • M — минивэны, универсалы повышенной вместимости;
  • J — спортивно-утилитарные автомобили, кроссоверы, внедорожники.

В соответствии с российским налоговым законодательством легковые автомобили с учетом Классификации ОС могут быть включены в одну из трех амортизационных групп.

Амортизационная группа

Срок полезного использования

Наименование согласно Классификации ОС

Коды ОКОФ

Третья

Свыше 3 лет до 5 лет включительно (37 — 60 мес.)

Автомобили легковые

15 3410010

Четвертая

Свыше 5 лет до 7 лет включительно (61 — 84 мес.)

Автомобили легковые малого класса для инвалидов

15 3410114

Пятая

Свыше 7 лет до 10 лет включительно (85 — 120 мес.)

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса

15 3410130

15 3410141

Как видим, выбор амортизационной группы зависит от класса легкового автомобиля. Что подразумевает под собой этот показатель, в Классификации ОС не уточнено. Зато из содержания данного документа можно догадаться, что выделяют три класса легковушек: малый, большой и высший. Причем соответствующая характеристика дана только для автомобилей большого класса, к которым следует относить легковые машины с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л.

Московские налоговики в Письме от 21.12.2011 N 16-15/123396@ для определения класса легкового автомобиля в целях начисления амортизации советуют обратиться к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 {amp}lt;4{amp}gt;, согласно которому ТС подразделяются на пять классов в зависимости от объема двигателя.

Класс

Рабочий объем двигателя, л

Коды ОКОФ

Особо малый

До 1,2

15 3410100 — 15 3410103

Малый

Свыше 1,2 до 1,8 включительно

15 3410110 — 15 3410114

Средний

Свыше 1,8 до 3,5 включительно

15 3410120 — 15 3410123

Большой

Свыше 3,5

15 3410130, 15 3410131

Высший

Не определен

15 3410140, 15 3410141

Из таблицы видно, что легковые автомобили высшего (представительского) класса должны включаться в пятую амортизационную группу независимо от объема двигателя. Для квалификации этих авто, произведенных в Европе, можно руководствоваться, например, приведенной выше классификацией, принятой Европейской экономической комиссией.

В рассматриваемой нами ситуации автомобиль Volkswagen Phaeton 5Long по всем техническим характеристикам является легковым автомобилем высшего (представительского) класса. Значит, в соответствии с Классификацией ОС он должен относиться к пятой амортизационной группе со СПИ свыше 7 лет до 10 лет включительно (85 — 120 мес.). Получается, что бывший собственник иномарки рассчитывал амортизацию неправильно, поскольку включил ее в третью амортизационную группу вместо пятой.

Во внимание принимают тот факт, что Классификатор разработан для целей налогового учета. В бухучете же компания вправе устанавливать СПИ самостоятельно. Это отмечено в п. 20 ПБУ 6/01. Но обычно сроки эксплуатации автомобиля в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.

Согласно классификатору автомашины относятся к 3, 4 или 5-ой амортизационным группам, и зависит принадлежность машины к той или иной категории в зависимости от технических характеристик (мощности, размеров, допустимой массы).

Амортизационная группа

Код по ОКОФ

Автомобили

Технические характеристики авто

СПИ

3

310.29.10.2

Легковые

От 3-х до 5-ти лет

310.29.10.30.111

Микроавтобусы

310.29.10.41.111

Грузовые с дизельным двигателем

Массой не более 3,5 тн

310.29.10.42.111

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой не более 3,5 тн

4

310.29.10.24

Легковые малого класса

От 5-ти до

7-ми лет

310.29.10.4

Грузовые общего назначения

310.29.10.59.113

Автотранспорт специальный: Бетоновозы

310.29.10.59.120

Лесовозы

310.29.10.59.130

Для коммунального хозяйства и дорожных работ

310.29.10.59.150

Аварийно-спасательные и полицейские

310.29.10.59.230

310.29.10.59.250

Для перевозки нефтепродуктов и газа

5

310.29.10.24

Легковые большого и высшего класса

Объемом двигателя свыше 3,5 л

От 7-ми до 10-ти лет

310.29.10.41.112

Грузовые с дизельным двигателем

Массой от 3,5 тн до 12 тн

310.29.10.41.113

Грузовые с дизельным двигателем

Массой свыше 12 тн

310.29.10.42.112

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой от 3,5 тн до 12 тн

310.29.10.42.113

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой свыше 12 тн

310.29.10.5

ТС спецназначения: тягачи седельные

Амортизация грузового автомобиля, как и легкового, начинает рассчитываться с начала месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию. Отметим, что порядок ввода в эксплуатацию автомашины законодательно не урегулирован. Для налогового учета акт приема-передачи ОС-1 не является документом о вводе в работу, поэтому во избежание споров с ИФНС в компаниях практикуют издание приказов о вводе в эксплуатацию объектов ОС. Типовой формы приказа о вводе не существует, поэтому составляют их в свободной форме.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

НА = 1/СПИ х 100%,

Пример

Часто в производственных целях используется личный автотранспорт, так как деятельность некоторых сотрудников сопряжена с частыми разъездами. Ст. 188 ТК РФ предусматривается выплата компенсации за использование личного ТС (износ) и расходов, связанных с его использованием (ГСМ). Нормативной базы, регулирующей расчет компенсации, не существует.

амортизация грузового автомобиля

Расходы по возмещению сотрудникам этих расходов собираются на счетах производства и издержек – 20, 26, 44, а выплаты компенсации не облагаются НДФЛ. 

  1. Линейный. Расчет в этом случае производится аналогично бухгалтерскому учету.
  2. Нелинейный. При этом методе амортизация рассчитывается в целом по группе объектов. Формула расчета износа за месяц выглядит так:

А = ОС х (К /100), где

ОС – суммарная остаточная стоимость группы объектов начало месяца

К – коэффициент для группы (указан в п. 5 ст. 259.2 НК РФ)

На практике в налоговом учете обычно используют линейный метод. Это связано не только с упрощением самого расчета, но и с тем, что линейный метод – единственный, при котором «налоговая» и «бухгалтерская» амортизация совпадают. Поэтому расчет амортизации автомобиля с его применением не только упрощает учет, но и позволяет избежать налоговых разниц.

Как следует из предыдущего пункта, амортизировать дорогостоящий автомобиль следует по специальной величине коэффициента – 0,5, отчего стоимость его приобретения будет списываться в 2 раза дольше. Такие нормы коэффициента действительны только для налоговой документации. Для бухгалтерской отчетности это не является обязанностью.

Время нахождения транспорта в ремонтной мастерской не учитывается при исчислении амортизации, так как он в этот момент не используется по назначению. Если ремонт был не долгосрочным, в пределах нескольких дней, то вывод авто из эксплуатации не обязателен. Растраты, которые повлек за собой ремонт автомобиля, прибавляются как при модернизации к остаточной стоимости машины.

Вопрос №1: Какова продолжительность полезной службы пассажирской «Газели»?

Ответ: Транспорт принадлежит к амортизационному типу №4, срок эксплуатации составляет 5–7 лет.

амортизация легкового автомобиля

Вопрос №2: Может ли наша фирма применять метод уменьшаемой остаточной суммы для налогового и бухучета при исчислении амортизации автобуса?

Ответ: Нет, в налоговых документах нельзя применять этот способ.

Вопрос №3: Какие требуются документы для расчета амортизационных сумм?

Ответ: Требуется только расчетная ведомость.

Вопрос №4: Один из наших погрузчиков нуждался в элементарном ремонте – все работы сделали за день. Нужно ли его по документам выводить и снова вводить в использование?

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Ответ: Нет, при краткосрочном выбытии из эксплуатации такие меры не нужны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector