Открываем филиалы в местностях с особым климатом

Немного предыстории

— на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий;

— к объектам инфраструктуры, используемым субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.

Правительство РФ уже приняло документы, направленные против дискриминационного доступа в сфере услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, услуг субъектам естественных монополий в аэропортах, а следующими в списке оказались объекты инфраструктуры для размещения сетей связи. Ведь услуги общедоступной электросвязи отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Одна из распространенных ситуаций, в целях предупреждения которых приняты Правила, описана в Постановлении ФАС ЦО от 29.01.2013 N А35-12506/2011. Антимонопольный орган выявил создание монополистом дискриминационных условий при оказании услуг присоединения фиксированных телефонных сетей связи к фиксированным телефонным сетям связи общего пользования.

Поскольку условия использования имущества, задействуемого в ходе исполнения договора о присоединении, являются неотъемлемой частью договора о присоединении сетей связи, заключаемого оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, и при этом способы физического подключения не определены нормативными правовыми актами, следовательно, способы физического подключения должны определяться и устанавливаться в рамках договора присоединения, носящего публичный характер.

Нужно еще отметить, что услуга присоединения включает в себя в том числе согласование разработанной присоединяющимся оператором связи проектно-сметной документации, в которой должен быть определен способ физического подключения сетей присоединяющегося оператора связи к точке присоединения путем предоставления оператору информации о способах присоединения и возможности их свободного выбора.

В итоге суд признал, что оператор, занимающий существенное положение в сети общего пользования, создал дискриминационные условия при оказании услуг присоединения. При этом наличие или угроза наступления соответствующих последствий от дискриминационных условий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагаются и не требуют дополнительного доказывания антимонопольным органом. А чтобы подобных судебных прецедентов было меньше, как раз и разработаны Правила.

Общая характеристика

К местностям с особыми климатическими условиями относятся территории, пребывание на которых оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека.

Местности с особыми климатическими условиями:

  • Крайний Север и районы, приравненные к Крайнему Северу;
  • безводные и пустынные местности;
  • высокогорные районы;
  • отдаленные местности.

К числу особых климатических воздействий относятся:

  • солнечная радиация и влажность;
  • природные катаклизмы и стихийные бедствия;
  • сейсмические нагрузки, возникающие при землетрясениях;
  • экстремальные значения температурной, ветровой и снеговой нагрузок.

В местностях с особыми климатическими условиями выделяют специфические грунты: техногенные; органические; сезонно промерзающие-оттаивающие.

Особые климатические условия в основном характерны для горных регионов. В горах ярко проявляется высотная поясность климата. Ее можно наблюдать почти во всех горных областях Северных материков, что предопределяет специфические черты их природы. Спектры высотной поясности различны и зависят от географического положения горного массива, экспозиции склона, расположения по отношению к основным циркуляционным потокам и др.

На кого распространяется новый документ?

Правила определяют условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется или может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи. То, что включает в себя инфраструктура для размещения сетей электросвязи, наглядно показывает схема.

Владелец инфраструктуры — субъект естественной монополии, который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании. Пользователь инфраструктуры — лицо, заказывающее и (или) использующее доступ к инфраструктуре в целях размещения сетей электросвязи и (или) их отдельных элементов на основании возмездного договора о предоставлении доступа к инфраструктуре с ее владельцем.

Открываем филиалы в местностях с особым климатом

Заметим: владелец инфраструктуры обязательно должен являться субъектом естественной монополии, то есть лицом, занятым производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Не всякая деятельность осуществляется в таких условиях, однако услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, услуги по передаче электрической энергии оказываются в сферах естественных монополий (ст.

Предлагаем ознакомиться  Практика судебных решений по трудовым спорам инвалидов

4 Закона о естественных монополиях {amp}lt;2{amp}gt;). Получается, в целях применения Правил к владельцам инфраструктуры могут быть отнесены оператор связи сети общего пользования, ресурсоснабжающие организации, включая энергосбытовые компании. А могут ли подпасть под действие Правил домоуправляющие компании?

Ведь именно они иногда создают препятствия для доступа операторов к объектам инфраструктуры (общему имуществу многоквартирных домов), которые используются для размещения сети связи. Однако деятельность по управлению многоквартирными домами не отнесена к сферам субъектов естественных монополий. Поэтому здесь операторам, как и раньше, придется отстаивать свои права без антидискриминационных Правил.

Работа в особых климатических условиях

Климатические условия во многом определяют территориальную организацию жизни людей и их хозяйственной деятельности. Наибольшее влияние климатические условия оказывают на сельское хозяйство, специализация и эффективность которого прямо зависят от климата, особенностей почв, водного режима местности.

Климатические условия оказывают влияние на образ жизни людей, на их потребности в особом питании, одежде, жилье и др. Поэтому, именно климатические условия, как правило, определяют социально-экономическую целесообразность создания населенных пунктов, возведения промышленных предприятий и транспортных путей, разработки полезных ископаемых и минеральных ресурсов.

В рельефе России выделяют ряд негативных черт: на севере страны отсутствуют крупные горные хребты, что благоприятствует проникновению вглубь страны холодного арктического воздуха; горные районы на востоке и юге препятствуют прохождению вглубь страны теплых воздушных масс.

Из-за значительных территорий климатические условия в России довольно разнообразны. На большей части территории преобладает субарктический и умеренный континентальный климат, а на севере распространен арктический климат. Эти климатические условия характеризуются коротким летом и очень суровой зимой, что обуславливает избыточное увлажнение, недостаток тепла, распространение многолетней мерзлоты (эти территории занимают более 50% всей площади страны). На востоке Якутии находится Оймякон — полюс холода Северного полушария.

Климатические условия России в целом оцениваются как неблагоприятные для жизни и ведения хозяйственной деятельности. Дефицит тепла снижает качественное выращивание культур по сравнению со среднемировыми показателями в 3-5 раз. На 1/3 площади практически невозможно выращивание культур в открытом грунте. Зона рискованного земледелия составляет около 95% территории.

Наиболее распространены в стране зоны тундры и лесотундры, тайги (в том числе, горные тундра и тайга в районах с высотной поясностью). Этой местности характерны неплодородные подзолотистые, тундровые и мерзлотно-таежные почвы. Неплодородные грунты встречаются также на юго-восточной части европейской части России в районе полупустынь и сухих степей.

Комплексная оценка климатических условий строится на основании природных характеристик по целому ряду показателей: климатические характеристики (продолжительность безморозного периода, средняя температура и годовые амплитуды температур, осадки и т.д.), водообеспеченность, заболоченность, сейсмичность, лесистость, условия для рыболовства, охоты, сбора грибов и ягод, для отдыха населения и др. Почти ¼ территории страны лежит в неблагоприятных и малоблагоприятных для жизни климатических условиях.

В России к местностям с особыми климатическими условиями относятся: Крайний Север и районы, приравненные к нему, а также Карельская и Бурятская республики, республика Коми, Архангельская, Читинская, Иркутская области, Красноярский край, Ненецкий и Чукотский автономные округа.

При работе в местностях с особыми климатическими условиями работникам выплачиваются процентные надбавки к зарплате и районные коэффициенты (Закон РФ № 4520-1 от 19.02.1993, статьи 148 и 315 Трудового кодекса).

Трудовой кодекс не регулирует оплату работникам в местностях с особыми климатическими условиями (искл. Крайний Север и районы, приравненные к ним). В безводных, пустынных и высокогорных районах предусмотрена доплата в виде коэффициентов, предусмотренных в нормативных актах РФ.

Предлагаем ознакомиться  Стена гаража вместо забора по границе с улицей

Необходимо, чтобы районное регулирование оплаты труда компенсировало разницу в затратах труда и стоимости проживания в районах Крайнего Севера по сравнению с европейской частью страны. Всем лицам в рамках районного регулирования производится выплата к заработанной плате районного коэффициента. Районные коэффициенты также применяются к районам, приравненным в Крайнему Северу, районам Дальнего Востока, Сибири, северных регионов европейской части, отдельным районам Урала.

К районам Крайнего Севера относятся:

  • все острова Северного Ледовитого океана, островов Охотского и Берингова морей;
  • Республика Якутия, Красноярский край;
  • Ханты-Мансийский автономный округ (Белоярский и березовский районы);
  • Тюменская, Камчатская, Магаданская, Иркутская, Мурманская области;
  • отдельные районы и города Хабаровского края, Республики Карелия, Республики Тыва, Сахалинской, Архангельской областей и др. районов.

К районам, приравненным к территории Крайнего Севера относятся некоторые районы Пермского края, Томская область (Бакчарский, Александровский, Верхнекетский районы), отдельные районы Читинской, Иркутской, Амурской областей и др.

Что подразумевается под недискриминационным доступом?

Это доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, предусматривающий обеспечение равных условий реализации прав пользователей инфраструктуры независимо от их организационно-правовой формы, правовых отношений с ее владельцем. Недискриминационный доступ к инфраструктуре может допускать применение дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованны.

Владелец инфраструктуры для размещения сетей электросвязи при наличии технологической и экономической возможностей не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому такому пользователю на основе недискриминационных условий.

Доступ к объектам транспортной и энергетической инфраструктуры (сопряженным объектам) предоставляется при условии, что размещение сетей электросвязи (их отдельных элементов) не препятствует использованию данных объектов инфраструктуры по прямому назначению, а также обеспечивает безопасность функционирования этих объектов.

Владелец инфраструктуры не вправе обусловливать получение доступа к ней получением иных платных услуг либо доступом к иным объектам, которые ее пользователь не заказывал. Причем доступ должен быть гарантирован в любой части инфраструктуры, где имеется технологическая возможность для предоставления такого доступа.

Для финансового работника это самый важный вопрос. Как сказано в Правилах, тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются ее владельцем равными для всех ее пользователей, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

В Правилах не сказано, какая же прибыль владельца инфраструктуры является необходимой, что позволяет решать этот вопрос самостоятельно, учитывая те факты, что владельцы инфраструктуры относятся к субъектам естественных монополий, а закладываемые в тариф прибыль и затраты не должны привести к установлению монопольно высокой цены на рынке услуг доступа к инфраструктуре.

Списка экономически обоснованных затрат в Правилах не представлено, зато дана подсказка следующего плана. В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые ее владелец несет на исполнение обязанностей по заключенному договору. Согласитесь, это справедливо, так как именно условиями заключенного договора обусловливаются экономически обоснованные затраты, связанные с его исполнением.

Главная обязанность — это обеспечение соответствия указанных в договоре объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным уполномоченными органами, о чем будет сказано далее. Немаловажная составляющая затрат — ремонтные и профилактические работы на объектах инфраструктуры, используемой для размещения сетей электросвязи.

В договоре могут быть предусмотрены также иные обязанности владельца инфраструктуры, но для бухгалтера главное состоит в том, что в тарифы на предоставление доступа к инфраструктуре закладываются только прямые расходы, осуществляемые по договору. Все иные затраты, в том числе косвенные (общехозяйственные и административные), не имеющие отношения к договору, не должны учитываться при формировании тарифа.

И еще. Владелец инфраструктуры обязан раскрывать ее пользователям информацию об условиях и порядке доступа к ней, в том числе сведения о формировании тарифов. И уже подготовлен проект приказа ФАС по утверждению форм раскрытия информации, предусмотренной Правилами, для владельца инфраструктуры.

Предлагаем ознакомиться  Как получить субсидию на открытие бизнеса — СКБ Контур

Как оформляются отношения сторон?

— указание объектов инфраструктуры, предоставляемых по договору, цель их использования;

— размер, порядок и сроки платы за пользование инфраструктурой;

— ответственность сторон за обеспечение соответствия объектов установленным требованиям;

— технические условия размещения сети электросвязи пользователя инфраструктуры, в том числе ее отдельных элементов, на объектах инфраструктуры;

— срок действия договора, условия его изменения и расторжения;

— порядок приостановления доступа к инфраструктуре, а также уведомления пользователя инфраструктуры о намерении приостановить доступ к инфраструктуре.

Не допускается включать в договор условия, ограничивающие использование инфраструктуры, в том числе в части взаимодействия элементов сетей электросвязи различных пользователей инфраструктуры, если эти условия не носят технического или технологического характера. Необоснованное уклонение или отказ от заключения договора могут быть обжалованы в судебном порядке либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством.

Когда доступ может быть приостановлен?

— при возникновении задолженности по оплате пользования инфраструктурой за два и более расчетных периода, установленных в соответствии с договором на доступ к инфраструктуре;

— при выявлении несоответствия сети электросвязи, в том числе ее отдельных элементов, нормативным правовым актам или договору {amp}lt;3{amp}gt;;

— при причинении ущерба объекту инфраструктуры или наличии угрозы причинения данного ущерба в результате размещения на нем сетей электросвязи;

— при возникновении аварийных ситуаций на объектах инфраструктуры.

Демонтаж сети электросвязи пользователя инфраструктуры, в том числе ее отдельных элементов, размещенных на объектах инфраструктуры в соответствии с договором, в период приостановления доступа пользователя к инфраструктуре не допускается, за исключением случаев, когда такой демонтаж необходим для устранения аварийной ситуации.

Доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи должен быть восстановлен в течение двух дней после устранения причин, вызвавших его приостановление. При неустранении причин, вызвавших приостановление доступа к инфраструктуре, в течение шести месяцев со дня получения ее пользователем от владельца уведомления в письменной форме о намерении приостановить доступ владелец инфраструктуры вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор.

Кто следит за соблюдением Правил?

Государственный контроль за недискриминационным доступом к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи осуществляется Федеральной антимонопольной службой в пределах установленных полномочий по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях. Очевидно, что осуществляется контроль не только за соблюдением самих Правил, но и за требованиями, которые должны быть установлены к составляющим инфраструктуры (специальным и сопряженным объектам).

Требования к специальным объектам инфраструктуры, созданной или специально приспособленной для строительства, эксплуатации, размещения сетей электросвязи или их отдельных элементов, в том числе технологические требования к специальным объектам и нормы их проектирования, технические требования к размещению сетей электросвязи на специальных объектах инфраструктуры, устанавливает Минкомсвязь. Контроль за выполнением указанных норм и требований осуществляет Роскомнадзор.

Требования к сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе технологические нормы и требования к размещению сетей электросвязи (их элементов) на таких объектах, нормы их проектирования, иные требования, обеспечивающие возможность размещения сетей электросвязи на сопряженных объектах инфраструктуры, устанавливают органы власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, по согласованию с Минкомсвязью. Контроль за выполнением этих требований возлагается на органы государственного надзора в соответствующей сфере.

Операторы связи могут оказаться в роли не только пользователей, но и владельцев инфраструктуры для размещения сетей электросвязи. Поэтому рассмотренные в статье положения Правил будут полезны всем участникам рынка оказания услуг электросвязи. Финансовому работнику нужно обратить внимание на формирование и согласование тарифов по обеспечению доступа к инфраструктуре для размещения сетей связи, так как за данным вопросом будет следить антимонопольная служба, сотрудники которой имеют для этого необходимую квалификацию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector