Внесение изменений учетной политики организации в 2020 году

Что такое учетная политика

Учетная политика — документ, устанавливающий методы и способы ведения налогового и бухучета фирмы. Отходить от утвержденного варианта можно только в случае своевременного внесения изменений.

Формируют политику самостоятельно все субъекты, ведущие учет. То есть все юрлица пишут учетную политику по налогам и по бухучету. У индивидуальных предпринимателей задача проще: если они не ведут бухучет, то и бухгалтерская политика им не нужна, а налоговую формировать все равно придется.

Разработка и утверждение учетной политики.

Учетная политика представляет собой документально утвержденную совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, применяемых учреждением последовательно из года в год.

Разрабатывается этот документ исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных нюансов его деятельности, из его полномочий и (или) функций в соответствии с законодательством РФ. При этом принимаются во внимание положения действующих законодательных актов РФ, СГС «Учетная политика», иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – нормативные правовые акты), а также учетная политика органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 СГС «Учетная политика»).

Если в отношении какого-либо объекта учета нормативными правовыми актами не предусмотрены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с учредителем и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований, установленных СГС «Концептуальные основы»[2].

За процесс формирования учетной политики отвечает главный бухгалтер или иное физическое (юридическое) лицо, на которое возложено ведение учета. А обязанность по утверждению этого документа возлагается на руководителя учреждения (п. 8 СГС «Учетная политика»).

Внесение изменений учетной политики организации в 2020 году

Отметим, что учреждение должно обеспечивать хранение документов учетной политики и иных документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи – не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления отчетности в последний раз (п. 22 СГС «Учетная политика»).

Составляющие учетной политики.

В составе учетной политики утверждаются (п. 9 СГС «Учетная политика»):

  • методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов учета и (или) раскрытия информации о них в отчетности;

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов учета и правила формирования номера счета учета;

  • порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

  • формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные формы; утвержденные формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям СГС «Концептуальные основы»;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

  • правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации при условии ведения учета и (или) составления отчетности централизованной бухгалтерией;

  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

  • порядок признания в учете и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;

  • иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения учета и формирования отчетности учреждением.

В учетной политике бюджетных и автономных учреждений, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, дополнительно раскрываются особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению соответствующих полномочий (п. 10 СГС «Учетная политика»).

Основные положения и (или) копии документов учетной политики следует размещать на официальном сайте учреждения.

Можно ли изменить учетную политику в середине года

Под таким изменением подразумевается корректировка уже имеющихся методов учета. Причиной этого может быть:

  1. Разработка и внедрение новых способов ведения учета. Эти нововведения оправданы в том случае, если повышают достоверность и качество информации, либо уменьшают трудоемкость процесса. Например, компания переходит на электронный документооборот с поставщиками и покупателями.
  2. Нововведения в законодательстве. Например, компания применяет метод учета, который отменяется на законодательном уровне. В этой ситуации, также необходимо внести поправки.
  3. Смена условий деятельности. Изменение учетной политики организации может быть следствием реорганизации предприятия, смены собственника или смены вида деятельности. Допустим, организация меняет сферу деятельности с торговли на строительство, что необходимо отразить в документе.

Применять на практике положения измененной учетной политики необходимо одним из следующих способов, показанных на схеме (п. 6 СГС «Учетная политика»).

Способы применения измененной учетной политики

Перспективный способ

Ретроспективный способ

Измененные положения применяются к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующей корректировки учетной политики

Измененные положения применяются к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы они применялись с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни

Предлагаем ознакомиться  Критерии отнесения предприятий к крупнейшим налогоплательщикам в 2019 году

Последствия изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат или движение денег учреждения, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) на дату, с которой применяются указанные изменения (п. 15 СГС «Учетная политика»).

Последствия корректировки учетной политики, вызванной изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов, отражаются в учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом (п. 16 СГС «Учетная политика»).

При отсутствии такого порядка применяется ретроспективный способ. Если корректировка вызвана иными причинами, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денег учреждения, последствия отражаются ретроспективно (п. 17 СГС «Учетная политика»). При применении такого способа корректировке подлежат:

  • входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса;

  • показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (годов) указывается в отчетности текущего отчетного года.

При ретроспективном способе пересматривать, менять и повторно представлять отчетность за предыдущий год не надо.

Ретроспективное применение измененной учетной политики недопустимо, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения (п. 18, 19 СГС «Учетная политика»):

  • не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В таких ситуациях измененная учетная политика применяется перспективно, то есть после даты ее корректировки.

УП сдавать в налоговую не нужно. Поэтому до определенного момента никто и не узнает, что у вас ее нет. Однако ФНС может запросить документ в ходе проверки. И за непредставление наложит на организацию штраф.

Без политики будет сложно доказать свою правоту в случае спора с налоговой. Если у вас не прописаны правила ведения учета, ничто не мешает инспекторам трактовать отсутствие учетной политики в свою пользу и доначислять налоги.

Такой вариант тоже возможен. Об этом говорит письмо Минфина РФ №003-03-06/1/45756 от 03.07.2018 г. Законодатель выделяет две причины внесения правок в середине года: осуществление нового вида деятельности и изменение законодательства.

Оценочные значения, их корректировка и отражение в отчетности.

Внесение изменений учетной политики организации в 2020 году

Корректировка учетной политики возможна только при возникновении следующих обстоятельств (п. 12 СГС «Учетная политика»):

  • изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов;

  • разработка или утверждение новых правил (способов) ведения учета, применение которых позволит представить отчетность с достоверной и более релевантной информацией;

  • существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на учреждение полномочий и выполняемых функций.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного периода, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Поправки, которые вносятся в течение года, подлежат обязательному согласованию с учредителем и соответствующим финансовым органом.

При этом не считается изменением учетной политики (п. 14 СГС «Учетная политика»):

  • применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

  • утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

СГС «Учетная политика» введено новое понятие – оценочное значение. Им является рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения учета и (или) отражаемого в отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относят (п. 6 СГС «Учетная политика»):

  • сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов;

  • величины оценочных резервов;

  • величины амортизационных отчислений;

  • стоимость нефинансовых активов (в случаях, предусмотренных федеральными и отраслевыми стандартами бухучета);

  • иные значения показателя, необходимого для ведения учета и (или) отражаемого в отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

Изменение оценочного значения – это корректировка показателя, отраженного в учете или отчетности, обусловленная изменением допущений, обстоятельств, информации, на основе которых был выполнен его расчет. Такое изменение не является исправлением ошибки, а также изменением учетной политики. В свою очередь, изменение метода определения (расчета) оценочного значения является изменением учетной политики и подлежит раскрытию в отчетности (п. 23, 24 СГС «Учетная политика»).

Изменение оценочного значения отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно, то есть:

  • в периоде, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели отчетности только данного отчетного периода;

  • в периоде, в котором произошло изменение, и в будущих периодах, если такое изменение влияет на отчетность данного отчетного периода и будущих периодов.

В пояснениях к отчетности отражается следующая информация:

  • описание изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период, с указанием денежных (стоимостных) значений таких изменений;

  • описание изменения оценочного значения, которое повлияет на показатели периодов, следующих за отчетным, с указанием денежных (стоимостных) значений таких изменений. Также раскрытию подлежит тот факт, что оценить в денежном выражении влияние изменения оценочного значения на отчетность за будущие периоды не представляется возможным (п. 25, 26 СГС «Учетная политика»).

Когда можно внести изменения

Внесение изменений учетной политики организации в 2020 году

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменены (дополнены):

  • Пункт 45 — указанием на применение обновленных форм бухгалтеской отчетности за 2019 год и использование контрольных соотношений от ФНС.
  • Пункт 48 — в него введено указание на утверждение обязательных требований к составлению первичных учетных документов. Напомним, с 09.06.2019 главбуха нельзя оштрафовать за ошибки, допущенные в учете по вине третьих лиц, в том числе из-за неправильного составления ими первичных документов. А с 26.07.2019 в закон «О бухучете» введено указание на обязательное соблюдение требований главбуха (иного лица, ответственного за бухучет) по оформлению первички всеми сотрудниками организации. В этой связи рекомендуется составить такие письменные требования в качестве приложения к учетной политике и ознакомить с ними всех сотрудников, причастных к работе с документацией, под роспись.
Предлагаем ознакомиться  Банкротство предприятия: условия и как происходит процедура

По утвержденной политике компания работает из года в год. Законодатель не разрешает вносить изменения по своему желанию. Редактировать документ разрешено п.10 ПБУ 1/2008 только в следующих случаях.

  1. Изменение законодательства. Тут все просто — УП не может противоречить закону. Поэтому, если в области бухучета произошли изменения, например, вступил в силу новый акт, то своевременно измените политику компании.
  2. Фирма разработала новый способ ведения учета. Важный момент — изменения, внесенные в политику, должны повышать качество информации о деятельности компании.
  3. Изменились условия работы. Это может быть изменение основного вида деятельности, слияние, поглощение, разделение компании и так далее.

Внесение правок в политику происходит на основании приказа, подписанного руководителем организации. Пишется распоряжение в свободной форме.

Изменения действуют с начала отчетного года. Если редактирование вызвано изменением бухгалтерского законодательства, изменения начинают действовать с даты вступления в силу соответствующего закона.

Если правки оказали существенное влияние на финансы компании, отразите их в учете ретроспективно. Придется оценить, какой результат был бы, если бы компания применяла новую учетную политику с начала своей деятельности. На практике ретроспективное отражение — это корректировка нераспределенной прибыли и других статей баланса на самую раннюю дату в отчетности, если это можно сделать с достаточной надежностью. Если надежность обеспечить нельзя, применяйте новые положения учетной политики с момента введения правок.

Все существенные изменения отражайте в бухгалтерской отчетности. Для этого составьте пояснительную записку. П.21 ПБУ 1/2008 содержит перечень информации, которую нужно отразить:

  • причина изменения;
  • характер изменений;
  • как отражаются изменений в отчетности;
  • сумма корректировок в результате изменения УП.

Если политику переработали из-за требований законодательства, то раскрывать последствия нужно так, как это указано в соответствующем законе.

Внесение изменений учетной политики организации в 2020 году

При внесении изменений вы меняете порядок учета тех фактов жизни, которые уже были раньше. Это влечет за собой изменение финансовых результатов, доходов, расходов и, следовательно, необходимость пересчета в ретроспективе.

Дополнения возникают только в отношении тех операций, которые вы раньше не совершали. Например, появление нового вида деятельности вдобавок к старому. В таком случае просто прописывайте новые положения. Пересчитывать статьи баланса и определять влияние корректировок на прошлые даты не нужно.

При ведении бухгалтерского и налогового учета придерживайтесь разработанной учетной политики. Это поможет отстоять свою позицию при споре с ФНС. Чтобы не отходить от своей политики, воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия. Программа умеет работать с разными способами ведения бухгалтерского и налогового учета. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 5 дней.

Случается, что в течение года компании возникают новые операции, методы учета которых не отражены в учетной политике. Например организация, которая выполняла услуги, начала продавать покупные товары, и новый порядок учета товаров необходимо отразить в документе. В этом случает его дополняют (п. 10 ПБУ 1/2008).

Такие дополнения вводятся аналогично любым другим изменениям. Вносить их можно в любое время, в том числе и в середине года.

Разберем на примере внесение дополнений в УП. Организация впервые привлекла заемные средства, в учетной политике порядок учета займов не отражен. Приказом были внесены дополнения.

Отражение положений учетной политики в отчетности.

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Предлагаем ознакомиться  Объекты имущества предприятия

В силу положений п. 20 СГС «Учетная политика» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна содержать сведения о применяемых способах ведения учета, составе и содержании документов учетной политики. 

Порядок раскрытия таких сведений в отчетности устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами.

1) обоснование изменений;

2) содержание изменений;

3) порядок отражения последствий изменения учетной политики в отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный порядок, и дата, с которой применяется измененная учетная политика;

4) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели;

  • сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели. Данная сумма раскрывается в отношении сопоставимых показателей в случае, когда такие корректировки возможно определить.

Кроме того, в пояснениях к отчетности также раскрывается факт невозможности отражения информации об изменении сравнительных показателей одного или нескольких предыдущих годов (если в отчетности раскрыта сравнительная информация по этому году или годам). При этом указывается отчетный период, в котором начинается применение изменений в учетной политике (п. 21 СГС «Учетная политика»).

Особенности отражения исправлений ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности прописаны в разд. V СГС «Учетная политика».

Внесение изменений учетной политики организации в 2020 году

В целях применения указанного стандарта ошибкой в отчетности считается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни. Ошибки в зависимости от даты их обнаружения (выявления) подразделяются на ошибки отчетного периода и предшествующего отчетного периода.

Время обнаружения

Порядок исправления

Ошибки отчетного периода

При осуществлении внутреннего контроля после даты подписания отчетности*, но до предельной даты ее представления**

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на последнюю отчетную дату отчетного периода

Уточнение отчетности

При проведении камеральной проверки после предельной даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом***

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на конец отчетного периода

Уточнение отчетности

В ходе проведения внутреннего и внешнего контроля, аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения****

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на конец отчетного периода

Уточнение отчетности

После даты утверждения квартальной отчетности

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись в период (на дату) обнаружения ошибки

Раскрытие в пояснениях к отчетности информации о существенных ошибках, выявленных в отчетном периоде, с описанием ошибки (содержания и суммы), а также суммы выполненной корректировки

Ошибки предшествующего отчетного периода

После даты утверждения годовой отчетности

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись в период (на дату) обнаружения ошибки

Ретроспективный пересчет отчетности*****

Раскрытие в пояснениях к отчетности за отчетный год информации об ошибке, сумме корректировки, описание причин, по которым корректировка сравнительных показателей отчетности за один или несколько предшествующих годов не является возможной, а также описание способа исправления ошибки с указанием периода, в котором отражены исправления

    * Дата подписания отчетности – дата, когда субъект отчетности в установленномпорядке подписывает полный комплект отчетности.

  **    Предельная дата представления отчетности – последний рабочий день установленного срока направления отчетности субъекту консолидированной отчетности или органу, уполномоченному ее принимать.

***    Дата принятия отчетности уполномоченным органом – дата проставления им отметки (направления уведомления) о принятии отчетности по результатам проведения камеральной проверки.

****   Дата утверждения отчетности – дата утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующего публично-правового образования или дата утверждения отчетности в соответствии с бюджетным законодательством.

***** Ретроспективный пересчет отчетности – исправление ошибки предшествующего отчетного года (годов) путем корректировки сравнительных показателей отчетности за предшествующий отчетный год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена. При этом корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда это невозможно. Такая корректировка отражается в отчетности с отметкой «пересчитано».

Положения СГС «Учетная политика» во многом повторяют действующие нормы Закона о бухгалтерском учете[3] и Инструкции № 157н[4]. Как и сейчас, ответственным за формирование учетной политики будет являться главный бухгалтер или иное лицо, на которое возложено ведение учета, а за ее утверждение – руководитель учреждения.

Стандартом введены новые термины и их определения. Указано, как осуществляется перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет отчетности. Рассмотрены правила отражения исправлений ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н.

[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector