Согласование должности главного бухгалтера

Возможные варианты роли главного бухгалтера

Законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ за организациями закреплена обязанность ведения бухучета. При этом допускается, что бухучет может осуществляться (ст. 7):

  • самим руководителем;
  • привлеченным физическим или юрлицом;
  • штатным главным бухгалтером или иным должностным лицом.

Поскольку ведение бухучета требует специальных знаний, особенностей деятельности конкретного юрлица и оперативного реагирования на события, происходящие в нем, чаще всего эти функции возлагаются на собственного сотрудника организации, которого принимают на работу в должности главного бухгалтера. Обязательные требования к нему изложены в п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ:

  • наличие высшего или среднего профильного образования;
  • стаж работы в сфере бухучета не менее 3 лет из последних 5 при наличии профильного образования, а при его отсутствии — не менее 5 лет из последних 7;
  • отсутствие непогашенной судимости за экономические преступления.

Однако данные требования обязательны только для главных бухгалтеров:

  • в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций);
  • страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах;
  • акционерных инвестиционных фондах;
  • управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов;
  • иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций);
  • органах управления государственных внебюджетных фондов.

Для  главных бухгалтеров других экономических субъектов приведенные выше требования обязательными не являются. В зависимости от масштабов организации главбух может работать:

  • Как единственный бухгалтер. В этом случае на него ложатся все обязанности бухгалтерии. В маленьких организациях он обычно выполняет еще и функции кадровой службы.
  • В составе небольшой бухгалтерии. Главный бухгалтер при этом не только организует и контролирует работу бухгалтерии, но и сам выполняет часть учетной работы, так же как и рядовые бухгалтеры.
  • В составе большой бухгалтерской службы, 1 из обязанностей которой является значительное количество дополнительной отчетности и пояснений, представляемых как собственным подразделениям юрлица, так и внешним пользователям (собственникам, управляющим структурам, банкам, контрагентам, ИФНС). В этом случае доминирующими для главного бухгалтера становятся контроль за правильностью выполнения учетных операций сотрудниками бухгалтерии, подготовка отчетности и ответов на запросы.
  • В составе бухгалтерии, часть функций которой передана в другие подразделения. В данном случае определяющими для главного бухгалтера будут задачи по организации своевременного получения информации, контролю за ее качеством и увязке данных.

Таким образом, функции главного бухгалтера во многом зависят от множества конкретных условий деятельности организации, сотрудником которой он является, и круг его обязанностей может быть разным. В связи с этим их нужно четко определить в должностной инструкции главного бухгалтера.

ИЗМЕНЕНИЕ 1. ОТСУТСТВИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ

Согласование должности главного бухгалтера

Законом № 129-ФЗ (ст. 7) были прямо установлены подчиненность, полномочия, обязанности и ответственность главного бухгалтера, обязательность его требований по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений для всех работников организации. Закон о бухучете аналогичные нормы уже не содержит.

Сравнение норм о статусе главного бухгалтера Закона о бухучете и Закона № 129-ФЗ

Теперь все эти вопросы должны регулироваться по общим правилам трудового законодательства и согласно локальным нормативным актам работодателя (должностным инструкциям, положению об организационной структуре организации и взаимодействии ее структурных подразделений, положению о бухгалтерии, положению о документообороте, графику документооборота и др.).

В пункте 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ было указано, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. В нашей компании есть еще и должность финансового директора, и долгое время между сотрудником, занимающим эту должность, и главбухом был конфликт. Финдиректор постоянно требовал изменить структуру подчинения, а главбух ссылался на требования закона и выполнял указания только генерального директора.

В итоге в конфликтных ситуациях финансовые проблемы решались у нас месяцами, да и не столько решались, сколько вся компания наблюдала за препирательством топ- менеджеров. С вступлением в силу нового Закона о бухучете вздохнули с облегчением, так как теперь имеем возможность урегулировать вопрос о подчинении главного бухгалтера самостоятельно. Подскажите, пожалуйста, как это сделать правильно?

Действительно, раньше главный бухгалтер подчинялся непосредственно руководителю организации, и в этих условиях во многих организациях возникали трения по поводу взаимоотношений финансового директора и главного бухгалтера в структуре подчинения. в условиях действия нового Закона о бухучете работодатель вправе самостоятельно решить вопрос подчинения главбуха.

Так, если главный бухгалтер возглавляет бухгалтерию, которая по функциональной структуре входит в состав финансового блока, можно:

  • (или) предусмотреть его подчинение непосредственно финансовому директору;
  • (или) описать процедуры согласования решений, полномочия и ответственность главного бухгалтера в локальном нормативном акте при традиционном его подчинении напрямую генеральному директору;
  • (или) предусмотреть, что главный бухгалтер подчиняется:
    • генеральному директору — по вопросам, отнесенным к его компетенции в сфере бухгалтерского учета, т. е. следует только его распоряжениям и указаниям;
    • финансовому директору — по всем иным вопросам, отнесенным к компетенции финансового директора.

Выбранный вариант необходимо отразить, например, в следующих документах:

  • Положении об организационной структуре организации и взаимодействии ее структурных подразделений;
  • Положении о бухгалтерии;
  • Положении о финансовом департаменте;
  • Должностной инструкции главного бухгалтера.?

Это необходимо еще и для того, чтобы к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности был привлечен тот работник, кто действительно виновен в нарушении законодательства.

Обратите внимание: вопросы подчиненности по должности не являются изменением ни трудовой функции, ни каких-либо других условий трудового договора, а значит, письменное согласие главного бухгалтера для вступления их в силу не требуется.

Руководитель компании дал задание всем подразделениям провести совместную работу и выяснить, по каким производственным вопросам какие структурные подразделения и с кем взаимодействуют, чтобы все основные правила коммуникации прописать в Положении о структуре организации. Курирует эту работу служба персонала.

Ранее обязательность для всех работников организации требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений была закреплена на законодательном уровне (абз. 2 п. 3 ст. 7 Закона № 129-ФЗ). В настоящее время в законе подобных требований не содержится, но их желательно закрепить в локальном документе, например в графике документооборота, который должен быть рациональным и удобным как для бухгалтерии, так и для всех остальных подразделений, и описывать весь путь прохождения каждого конкретного документа (от момента его оформления, контроля составления, утверждения (подписания) до передачи документа соответствующим подразделениям и последующего хранения, с указанием исполнителей, подразделений, количества экземпляров, сроков оформления и передачи в бухгалтерию, а также сроков хранения).

Фактически главный бухгалтер в настоящее время не несет ответственности ни за какие действия, совершенные организацией. Вместе с тем он, как и раньше, несет дисциплинарную ответственность на общих основаниях с другими работниками. То есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работодатель может вынести главному бухгалтеру замечание, объявить выговор или даже уволить (ст.

192 и 193 ТК РФ). Кроме того, главный бухгалтер, как и любой другой работник (в зависимости от совершенного деяния, наличия его вины, соблюдения сроков давности привлечения к ответственности) может быть привлечен к материальной, административной и даже уголовной ответственности (ст. 241, ч. 2 ст. 243 ТК РФ, п.

Основные задачи главного бухгалтера

Согласование должности главного бухгалтера

Вне зависимости от масштабов организации, сотрудником которой он является, главный бухгалтер относится к категории руководителей. Он должен обладать определенными знаниями и исполнять ряд обязательных для должности функций. Эти требования к нему приведены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, и профстандарте «Бухгалтер», утвержденном приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н.

Профессиональный стандарт обязателен только для бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений и организаций с долей госучастия более 50% (п. 1 ст. 4 закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ) с 01.07.2016. Иные организации могут ориентироваться на его требования, но вправе им не пользоваться.

В части знаний в этих документах перечислены:

  • законодательство о бухучете, в т. ч. вопросы организации бухучета, правила его ведения, составления отчетности;
  • налоговое законодательство;
  • гражданское, финансовое и хозяйственное законодательство;
  • трудовое право;
  • кодексы этики профессионального бухгалтера и корпоративного управления;
  • статистический и управленческий учет;
  • специфика, технология, структура, стратегия и перспективы деятельности организации;
  • правила аудиторских проверок;
  • методы финансового анализа хоздеятельности;
  • бухгалтерские и справочно-правовые базы.

К основным функциям главного бухгалтера Квалификационный справочник относит обеспечение:

  • организации оптимального бухучета, в т. ч. документооборота, работы бухгалтерии и разработки учетной политики;

О том, на что нужно обращать внимание, разрабатывая учетную политику, читайте в статье  «Составляем положение об учетной политике в организации».

  • соответствия фиксируемых бухгалтерией операций требованиям действующего законодательства;
  • составления всех видов требуемой отчетности и соблюдения сроков ее представления;
  • правильности расчета налогов, страховых взносов и прочих начислений;
  • своевременности перечисления всех необходимых платежей;
  • участия в формировании налоговой политики и проведении финанализа деятельности;
  • методологической помощи другим сотрудникам организации в вопросах бухучета и финанализа.

Заметим, что в качестве основной функции главного бухгалтера в профессиональном стандарте указывается составление отчетности (ст. 3.2 стандарта «Бухгалтер»), однако при этом в составе трудовых действий, относящихся к этой должности, перечисляются все те, которые приведены для главного бухгалтера в Квалификационном справочнике.

К особенностям работы главного бухгалтера в небольшой организации относятся:

  • абсолютная взаимозаменяемость сотрудников бухгалтерии, необходимость уметь все делать самому;
  • возможность сокращения объемов учетной работы и отчетности за счет применения спецрежимов или использования послаблений, предоставляемых СМП;
  • небольшая востребованность бухгалтерских данных для целей финанализа;
  • отсутствие потребности в большом количестве дополнительных форм внутренней отчетности;
  • невостребованность аудиторских проверок;
  • отсутствие пристального внимания со стороны проверяющих органов, сравнительно небольшое количество запросов о пояснениях.
Предлагаем ознакомиться  Порядок заключения дополнительного соглашения к трудовому договору о совмещении должностей

ИЗМЕНЕНИЕ 2. ВВЕДЕНИЕ ОДНОУРОВНЕВОЙ ПОДПИСИ

В первичных учетных документах и в бухгалтерской отчетности подпись главного бухгалтера теперь не обязательна. вместо двухуровневой подписи, предусмотренной Законом № 129-ФЗ, Закон о бухучете ввел одноуровневую подпись — только руководителя организации. Главному бухгалтеру теперь остается лишь визирование финансовых документов и отчетности, причем только в том случае, если порядок визирования работодатель установит в локальном нормативном акте.

В настоящее время вносим изменения в должностную инструкцию главного бухгалтера. «Споткнулись» на его полномочиях. Например, право подписи документов. Как известно, в настоящее время на финансовой документации достаточно одной подписи — руководителя организации. Но как же быть с требованиями о двухуровневой подписи, содержащимися в нормативных документах по бухучету, которые официально не отменены?

Согласование должности главного бухгалтера

В новом Законе о бухучете отсутствуют положения о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства, а также на документах, которыми оформляются операции с денежными средствами, как это было предусмотрено ранее в абз. 3 п. 3 ст. 7, абз. 2 п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о бухучете до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления Закона в силу.

Абзацами 2 и 3 п. 14 Положения о бухучете предусмотрено, что документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Минфина России).

Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Таким образом, Положение о бухучете по существу повторяет и уточняет утратившие силу нормы Закона № 129-ФЗ.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов, прямо корреспондирующие с утратившими силу положениями Закона № 129-ФЗ, Также утратили силу. Закон о бухучете устанавливает требования к первичным учетным документам, среди которых отсутствуют требования наличия подписи главного бухгалтера. Специальных требований для каких-либо отдельных видов первичных учетных документов в Законе не содержится.

Статья 30 Закона № 402-ФЗ говорит только о применении правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. При этом нормы абз. 3 п. 14 Положения о бухучете не содержат правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, а касаются вопросов действительности финансовых и кредитных обязательств и понятия таких обязательств.

Между тем данные вопросы регулируются гражданским законодательством РФ и не относятся к сфере регулирования бухгалтерского учета исходя из понятия бухгалтерского учета, данного в статье 1 Закона о бухучете. На этом основании нормы абз. 2, 3 п. 14 Положения о бухучете с 1 января 2013 г. не подлежат применению.

Вместе с тем после 31 декабря 2012 г. порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, продолжает регулироваться нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами на основании законодательства РФ, в частности Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утв.

Банком России 12.10.2011 № 373-П, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П. На этом основании подпись главного бухгалтера по-прежнему нужна на кассовых документах: в кассовой книге 0310004, на приходных кассовых ордерах 0310001, на расходных кассовых ордерах 0310002.

Согласно ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. В отличие от п. 5 ст. 13 Закона № 129-ФЗ подпись главного бухгалтера (должностного лица, ведущего бухгалтерский учет) на бухгалтерской отчетности теперь не нужна.

ИЗМЕНЕНИЕ 3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

По Закону № 129-ФЗ (п. 2 ст. 7) главный бухгалтер нес ответственность за своевременность сдачи бухгалтерской отчетности, ее полноту и достоверность. Но даже тогда налоговые инспекторы пытались привлечь к ответственности за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности не главного бухгалтера, а руководителя организации, хотя оспорить это в суде было совсем не сложно (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, Волгоградского областного суда от 06.03.2012 № 7а-131/12).?

Кто в настоящее время несет ответственность за нарушение сроков сдачи бухгалтерской отчетности или ее неполное представление?

В Законе о бухучете нет четкого разграничения полномочий руководителя и главного бухгалтера применительно к составлению и представлению отчетности, в нем сказано только, что ее составляет экономический субъект, т. е. организация, а не конкретное должностное лицо (ч. 2 ст. 13).

При этом «общая ответственность» за бухгалтерский учет и отчетность не возложена ни на руководителя, ни на главбуха. в отношении руководителя сказано, что он организует ведение бухгалтерского учета (а не несет за него ответственность), единоличная же ответственность возлагается на него только при наличии разногласий с главным бухгалтером, т. е. закреплен закрытый список ситуаций (ч. 1 и 8 ст. 7 Закона о бухучете).

В настоящее время запланирована разработка предложений по внесению изменений в законодательство за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской отчетности (п. 17 плана Минфина на 2012-2015 гг., утв. приказом Минфина от 30.11.2011 № 440). Поэтому до принятия таких изменений при выборе должностного лица для привлечения к административной ответственности за опоздание со сдачей отчетности или ее неполное представление (ч. 1 ст. 15.6 коАП РФ) налоговая инспекция «по привычке» может выбрать главного бухгалтера.

На кого возложена ответственность за формирование учетной политики?

По Закону № 129-ФЗ главный бухгалтер также нес ответственность за формирование учетной политики. в Законе о бухучете аналогичной нормы нет, в нем сказано опять же, что экономический субъект, а не конкретное должностное лицо самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8).

Можно ли взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени?

Взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени нельзя, поскольку законным представителем организации и перед налоговой инспекцией, и перед внебюджетными фондами является руководитель организации (п. 1 ст. 27 НК РФ, подп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.

1998 № 14-ФЗ «об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «об акционерных обществах», ч. 4 и 6 ст. 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Об утверждении порядка согласования приема на работу главного бухгалтера государственного унитарного предприятия, заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним

Согласование должности главного бухгалтера

Главный бухгалтер крупного предприятия практически не имеет возможности заниматься собственно учетом. Приоритетными в его работе оказываются:

  • организация схемы бухучета, охватывающей в полном их многообразии все аспекты деятельности предприятия;
  • организация сложного документооборота;
  • разработка учетной политики, которая существенно подробнее и объемнее, чем в небольшом юрлице;
  • распределение функций бухгалтерии между бухгалтерами, организация их четкой работы, взаимодействия и взаимозаменяемости;
  • контроль и увязка данных, используемых для составления всех видов отчетности, в т. ч. внутренней и статистической;
  • формирование отчетности в максимально полном объеме с применением всех форм существующих отчетов и составлением необходимых пояснений;
  • расчет большего количества налогов, ряд которых для небольшой организации обычно неактуален;
  • обязательное участие в финанализе, расчете прогнозных данных;

О способах анализа отчета о финрезультатах читайте в статье «Методы проведения анализа отчета о прибылях и убытках».

  • работа с проверяющими при аудиторских проверках;
  • большой объем работы с целью ответа на разного рода запросы, касающиеся вопросов бухучета и налогообложения.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.06.2003 N 155 «О полномочиях республиканских органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества государственного унитарного предприятия» и во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.01.

2008 N 2 «О разработке порядка приема на работу главного бухгалтера государственного унитарного предприятия, заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним» приказываю:1. Утвердить прилагаемый Порядок согласования назначения на должность главного бухгалтера (далее — Порядок) государственного унитарного предприятия, заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним.2.

Отделу административно-технического обеспечения и кадровой работы направить Порядок подведомственным министерству государственным унитарным предприятиям для руководства и исполнения, а также разместить настоящий Порядок на сайте министерства.3. Признать утратившим силу Приказ Министерства промышленности, инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан от 02.06.2008 N 72.4.

ЕФРЕМОВА Анна Алексеевна

МинистрЮ.Л.Пустовгаров

УтвержденПриказом Министерства промышленности ивнешнеэкономических связейРеспублики Башкортостанот 21 января 2010 г. N 9

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.06.2003 N 155 «О полномочиях республиканских органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества государственного унитарного предприятия», во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.01.

II. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

2.1. Назначение на должность главного бухгалтера государственного унитарного предприятия (далее — предприятие) осуществляется руководителем государственного унитарного предприятия по согласованию с Министерством промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан (далее -Министерство).2.2.

Для согласования приема на работу главного бухгалтера предприятие представляет в Министерство следующие документы:- представление руководителя предприятия на главного бухгалтера;- анкету, заверенную руководителем кадровой службы предприятия;- заверенные копии документов об образовании (в т.ч. квалификационный аттестат профессионального бухгалтера, выданный соответствующими организациями, аккредитованными при Министерстве финансов Российской Федерации), а также документов о повышении квалификации — при их наличии;

Предлагаем ознакомиться  Как передать подчинение бухгалтерии финансовому директору а не главному бухгалтеру

— проект трудового договора в 3 экземплярах;- одну фотографию (4 x 6).Все документы (за исключением проекта трудового договора) представляются в одном экземпляре.2.3. В случае непредставления какого-либо из вышеперечисленных документов вопрос о согласовании не рассматривается, а представленные документы возвращаются предприятию.2.4.

— отдел учета, отчетности и планирования;- отраслевой отдел;- отдел правовой работы и лицензирования;- заместитель министра, курирующий данное предприятие;- первый заместитель министра.2.6. Согласование приема на работу главного бухгалтера осуществляется каждым уполномоченным Министерства путем визирования проекта трудового договора.2.7.

Окончательное решение о согласовании (отказе в согласовании) приема на работу главного бухгалтера предприятия принимает министр промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан или по его указанию первый заместитель министра путем визирования трудового договора. В случае отказа в согласовании приема на работу главного бухгалтера отдел административно-технического обеспечения и кадровой работы совместно с отраслевым отделом готовит письменный ответ.2.8.

На основании согласования руководитель предприятия издает приказ о назначении на должность главного бухгалтера.2.9. Копия подписанного и зарегистрированного приказа о назначении на должность главного бухгалтера предприятия и один экземпляр подписанного трудового договора (с визами уполномоченных Министерства) должны быть представлены в 5-дневный срок в Министерство.

III. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

3.1. Изменение трудового договора осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.3.2. Для согласования изменений трудового договора в Министерство представляются следующие документы:- представление руководителя предприятия об изменении трудового договора с указанием оснований изменения;

— проект дополнительного соглашения (или трудовой договор в новой редакции) — в 3 экз.3.3. Согласование изменений трудового договора осуществляется в порядке, установленном пунктами 2.5 — 2.7 настоящего Порядка, после чего в трудовой договор вносятся соответствующие изменения.3.5. Один экземпляр подписанного дополнительного соглашения (или трудового договора в новой редакции) с визами уполномоченных Министерства в 5-дневный срок представляются в Министерство.

IV. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

4.1. Для согласования прекращения трудового договора с главным бухгалтером руководитель предприятия не менее чем за 10 дней до даты увольнения работника направляет в Министерство письмо, в котором указывает причину и основание для расторжения трудового договора со ссылкой на статью Трудового кодекса Российской Федерации.4.2.

Согласование прекращения трудового договора осуществляется в порядке, установленном пунктами 2.5 — 2.7 настоящего Порядка.По результатам согласования Министерство в письменном виде высылает в адрес предприятия соответствующее решение. Подготовку письма осуществляет отдел административно-технического обеспечения и кадровой работы совместно с отраслевым отделом.4.3.

Документ сверен по: «Рассылка»

(в редакции Приказа Минжилкомхоза Республики Башкортостан от 22.11.2012 N 08/06-267, от 14.08.2015 N 08/06-235)

Зарегистрировано в Минюсте РБ 11 ноября 2008 года N 463

1. Утвердить прилагаемый Порядок согласования приема на работу главного бухгалтера государственного унитарного предприятия, находящегося в ведении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним.

2. Начальнику отдела бухгалтерского учета и ревизий Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан при согласовании приема на работу главного бухгалтера государственного унитарного предприятия, находящегося в ведении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, руководствоваться настоящим Порядком.

(в ред. Приказов Минжилкомхоза Республики Башкортостан от 22.11.2012 N 08/06-267, от 14.08.2015 N 08/06-235)

3. Начальнику отдела государственной гражданской службы и подготовки кадров ознакомить с Приказом руководителей государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан.

(в ред. Приказа Минжилкомхоза Республики Башкортостан от 22.11.2012 N 08/06-267)

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

МинистрГ.Г.АСАДУЛЛИН

УтвержденПриказом Министерстважилищно-коммунального хозяйстваРеспублики Башкортостанот 19 мая 2008 года N 08/06-78

(в редакции Приказов Минжилкомхоза Республики Башкортостан от 22.11.2012 N 08/06-267, от 14.08.2015 N 08/06-235)

I. Общие положения

(в редакции Приказа Минжилкомхоза Республики Башкортостан от 22.11.2012 N 08/06-267)

2.1. Назначение на должность главного бухгалтера государственного унитарного предприятия, находящегося в ведении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее — предприятие), осуществляется руководителем предприятия по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее — Министерство).

Содержание должностной инструкции

Несмотря на существенную разницу между текстами должностных инструкций, которые могут быть созданы для главного бухгалтера в той или иной организации, ее содержание складывается из одних и тех же разделов.

Обычно их формируют в такой последовательности:

  • требования к квалификации (образованию, опыту, знаниям);
  • определение места в структуре организации, порядок взаимодействия с другими сотрудниками;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

ИЗМЕНЕНИЕ 5. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Впервые на законодательном уровне введены специальные квалификационные требования к лицам, на которых возложено ведение бухгалтерского учета в общественно значимых компаниях, акции которых котируются на международном рынке. Установление этих требований является дополнительной мерой защиты интересов потенциальных инвесторов общественно значимых компаний, в том числе зарубежных, поскольку Закон о бухучете ставит во главу угла оценку финансового состояния экономического субъекта.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Указанным требованиям также должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (ч. 6 ст. 7 Закона о бухучете).

РАБИНОВИЧ Альмин Моисеевич

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами (ч. 5 ст. 7 Закона о бухучете).

Как видим, установленные Законом о бухучете требования к главным бухгалтерам достаточно простые. При этом ответственность за их нарушение не установлена. Это связано с тем, что ответственность является предметом других отраслей законодательства и обращаться в этом случае нужно к другим законам. Помните только, что у всех общественно значимых компаний, акции которых котируются на международном рынке, есть надзорные органы, контролирующие соблюдение действующего законодательства и имеющие для этого соответствующие механизмы воздействия.

Указанные требования обязательно нужно учесть специалистам кадровых служб общественно значимых компаний при заполнении формы для размещения вакансии и составления анкет кандидатов (соискателей) на вакантную должность главного бухгалтера.

Я работаю в отделе кадров страховой организации. В соответствии с новым Законом о бухучете к лицам, на которых в нашей организации возложено ведение бухгалтерского учета, предъявляются определенные квалификационные требования. Однако главный бухгалтер не имеет требуемого стажа работы. Является ли это основанием для его увольнения?

Перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета на день вступления в силу Закона о бухучете (1 января 2013 г.). На это указано в ч. 2 ст. 30 Закона о бухучете. Фактически данной нормой закреплено конституционное право работника на неухудшение условий вследствие изменения законодательной базы.

В Законе о бухучете нет никаких упоминаний о необходимости профессиональной аттестации бухгалтеров как обязательном условии выполнения ими работы по должности главного бухгалтера любой компании.

Формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров было предложено в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283. в рамках реализации этого Постановления было разработано Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, одобренное Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, протокол № 8 от 30.09.1998 (далее — Положение об аттестации).

В пункте 1.2 Положения об аттестации установлено, что аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает:

  • соответствие специалиста требованиям профессиональной компетенции (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности);
  • способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также самостоятельно консультировать по вопросам бухгалтерского учета;
  • готовность специалиста к соблюдению норм профессиональной этики.

Аттестованным профессиональным бухгалтерам вручается квалификационный аттестат (п. 1.3 Положения об аттестации).

Пунктом 1.5 Положения об аттестации рекомендовано в организациях, подлежащих обязательному аудиту, назначение специалиста на должность главного бухгалтера производить только при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

Форма должностной инструкции

Строго установленной формы должностной инструкции нет, поэтому ее разрабатывают и оформляют в порядке, который действует в отношении оформления такого рода документов в самой организации.

Непременным условием вступления должностной инструкции в силу является ее утверждение руководителем юрлица. Для работника она становится обязательной с момента его ознакомления с ней под роспись.

Образец должностной инструкции главного бухгалтера вы найдете на нашем сайте.

(в ред. Приказов Госстроя Республики Башкортостан от 15.09.2011 N 278, от 22.03.2019 N 91)

С новым Законом о бухучете главбухи должны чувствовать себя более защищенными, ведь теперь они уже не несут априори ответственность за все на свете

Типовая форма трудового договора

с главным бухгалтером государственного унитарного

(казенного) предприятия, подведомственного Государственному

комитету Республики Башкортостан

по строительству и архитектуре

     г. Уфа                                    «__» ________________ 20__ г.

(Полное и сокращенное наименование предприятия в соответствии с уставом) в лице директора (фамилия, имя, отчество), действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем Предприятие (Работодатель), с одной стороны, и гражданин Российской Федерации (фамилия, имя, отчество), именуемый(ая) в дальнейшем Главный бухгалтер, заключили настоящий трудовой договор (далее — трудовой договор) о нижеследующем.

1. Предмет договора

1.1. Назначение Главного бухгалтера на должность подлежит обязательному согласованию с Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее — Госстрой РБ).

Согласование должности главного бухгалтера

1.2. Главный бухгалтер приступает к исполнению трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, с «___» ________ 20___ года.

Предлагаем ознакомиться  Как проверить автомобиль перед покупкой на дтп

1.3. Главному бухгалтеру устанавливается испытательный срок — 6 (шесть) месяцев.

1.4. Трудовой договор заключается сроком на 3 года.

1.5. Работа у Работодателя является основным местом работы.

2.1. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю Предприятия.

2.2.1. Устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему сотрудников с тем, чтобы каждый сотрудник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение.

2.2.2. Согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассира, заведующего складом и других).

2.2.3. Предварительно рассматривать и визировать договоры и соглашения, заключаемые Предприятием на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказы и распоряжения о приеме, увольнении работников, об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премировании.

2.2.4. Контролировать работу складского хозяйства по надлежащей организации приемки и хранения материалов и других ценностей, обоснованности отпуска этих материалов для нужд производства, обслуживания и управления.

2.2.5. Проверять соблюдение установленного порядка приемки, приходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей на Предприятии.

2.3.1. Выполнять обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

2.3.2. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

2.3.3. Соблюдать правила охраны труда.

2.3.4. Бережно относиться к имуществу Предприятия, обеспечивать сохранность используемой документации. Правильно и по назначению использовать оборудование и оргтехнику, передаваемые ему Работодателем для осуществления своих должностных обязанностей.

2.3.5. Соблюдать конфиденциальность сведений, которые стали ему известны в процессе работы, если они являются закрытой служебной информацией.

2.3.6. Исполнять свои должностные обязанности качественно, компетентно и эффективно. Соблюдать трудовую дисциплину, оперативно и точно исполнять указания и поручения руководства.

2.3.7. Незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникшей ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя, а также о невозможности по уважительным причинам выполнить свои должностные обязанности.

2.3.8. Постоянно повышать свою квалификацию.

2.3.9. При осуществлении своей профессиональной деятельности руководствоваться действующими нормативными правовыми актами.

— широкое использование современных средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета;

— полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;

— достоверный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения строительно-монтажных и других работ;

— точный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности Предприятия в соответствии с установленными правилами;

— правильное начисление и своевременное перечисление федеральных, региональных и местных налогов и сборов, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам, отчисление средств в резервы;

— участие в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы;

— составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам;

— необходимую помощь постоянно действующим производственным совещаниям для работы по выявлению и мобилизации внутрихозяйственных резервов;

— сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив;

— представление в соответствии с определенными законодательством и нормативными правовыми актами бухгалтерской и другой отчетности;

— правильное начисление и своевременное перечисление в федеральный бюджет части прибыли от использования государственного имущества Предприятия;

— своевременную разработку (составление) планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности Предприятия и показателей экономической эффективности его деятельности, представление их в Госстрой РБ, в ведении которого находится Предприятие, и выполнение утвержденных планов и показателей;

— своевременное представление бухгалтерской документации и материалов по финансово-хозяйственной деятельности Предприятия для проведения в установленном порядке аудиторских и других проверок;

— выполнение порядка формирования фондов Предприятия (резервного фонда, фонда потребления, фонда развития производства), целей использования средств, зачисленных в эти фонды, а также направлений использования прибыли, установленных нормативными и правовыми актами.

— соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

— правильность расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

— соблюдение установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;

— взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженностей, соблюдение платежной дисциплины;

— законность списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

— заключение договоров о полной (частичной) материальной ответственности с должностными лицами Предприятия.

2.3.12. Организовать учет финансовых, расчетных и кредитных операций и контроль за законностью, своевременностью и правильностью оформления этих операций.

2.3.13. Активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.

В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) Главный бухгалтер докладывает об этом руководителю Предприятия для принятия мер, предусмотренных законодательством.

2.3.14. Подписывать документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства.

2.3.15. Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

В случаях получения от Работодателя распоряжения совершить такое действие Главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обращает внимание руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения Главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенной операции несет руководитель Предприятия.

2.3.16. Обеспечивать высокоэффективную и устойчивую работу Предприятия, его производственное, экономическое и социальное развитие.

2.3.17. Обеспечивать в своей деятельности и деятельности сотрудников Предприятия соблюдение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Башкортостан, Устава Предприятия.

2.3.18. Обеспечивать рациональное использование и своевременное обновление основных фондов, оборотных средств.

2.3.19. Обеспечивать целевое использование финансовых средств.

2.3.20. Выполнять иные обязанности, обусловленные правовым статусом Главного бухгалтера как должностного лица.

2.3.21. Обеспечивать своевременное представление бухгалтерской документации и материалов по финансово-хозяйственной деятельности Предприятия для проведения аудиторской проверки по требованию уполномоченного собственником органа государственного управления.

2.3.22. Исполнять другие обязанности, предусмотренные действующим Трудовым кодексом Российской Федерации.

Кстати сказать

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, содержит перечень квалификационных требований к должности главного бухгалтера любой организации — это высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет. При этом в п. 10 «Общие положения» Квалификационного справочника указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Квалификационный справочник не является нормативным правовым документом, он носит лишь рекомендательный характер для организаций различных отраслей экономики, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (п. 2 постановления Минтруда России от 21.08.1998 № 37).

С 1 января 2013 г. указанные положения Квалификационного справочника в отношении должности главного бухгалтера общественно значимых компаний применять нельзя, поскольку они не соответствуют нормам ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете.

Кроме того, были изданы:

  • Положение об аттестации Ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005);
  • Положение об аттестации Ассоциированных членов института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата резерва профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005).

В настоящее время многие бухгалтеры сдали (и продолжают сдавать) квалификационные экзамены, являются (становятся) членами института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), регулярно повышают уровень своей профессиональной подготовки.

Тем не менее наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера так и не получило законодательно определенного статуса. Закон о бухучете не выдвигает таких требований к главным бухгалтерам ни общественно значимых, ни обычных компаний.

Полагаем, что при размещении вакансий и в анкетах соискателей на должность главного бухгалтера вы можете указывать, что наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера приветствуется как дополнительный фактор оценки профессиональной подготовки специалиста. так же как приветствуется в таких случаях наличие дипломов программ сертификации бухгалтеров по международным стандартам — МСФО ДипиФр (DipIFR), CPA, ACCA, CMA и др.

ИЗМЕНЕНИЕ 7. РУКОВОДИТЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР — ОДНО ЛИЦО

Теперь возложить ведение бухгалтерского учета на себя может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, кроме кредитных организаций (ч. 3 ст. 7 Закона о бухучете). раньше вести бухучет лично могли руководители любых организаций (подп. «г» п. 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).

Какие организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства?

Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» и в постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Это, в частности, организации, у которых:

  • в 2011-2012 гг. не были превышены:
    • средняя численность работников — 100 и 250 человек соответственно;
  • годовая выручка — 400 млн руб. и 1 млрд руб. соответственно (без учета НДС);
    • не более 25% уставного капитала принадлежит компаниям, не являющимся малыми и средними предприятиями, государству, муниципалитетам и ин
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector