Образец плана мероприятий по улучшению условий труда 2020

Для чего нужна программа

Руководитель предприятия или организации обязан создавать оптимальную и безопасную производственную среду (ст. 163 Трудового кодекса РФ). План мероприятий по охране труда на 2020 год — обязательный нормативный документ для любой организации, если затраты на охрану труда значительны и есть намерение возместить их в ФСС.

Ежегодно до 1 августа компания может подать заявление в ФСС в произвольной форме. Порядок возмещения затрат на улучшение условий работы регламентируется Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами (приложение к Приказу Министерства труда и соцзащиты РФ от 10.12.2012 № 580н).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Программа по улучшению условий труда на текущий год будет основным документом для возврата взносов на травматизм за прошлый год. Вернуть можно до 20 % фактически перечисленных средств. Перечень дополнительных документов определяется тем же Приказом в зависимости от мероприятий, затраты на которые будут компенсированы.

Судебная практика по вопросам финансирования мероприятий по охране труда

Недостаточность финансирования учреждения также не является основанием для отказа в выполнении государственных нормативных требований охраны труда, что подтверждается в частности решением от 03.11.2015 г. по делу № 21-925/2015 Хабаровского краевого суда.

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 28 мая 2015 года ФКУ назначено наказание в виде штрафа в размере 120 тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27_1 КоАП РФ.

Юридическое лицо привлечено к административной ответственности за нарушение требований, установленных статьями 212, 213 Трудового кодекса РФ и приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н, а именно: в ФКУ на различные работы, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с организацией общественного питания, в хлебопекарню и столовую допущено 27 работников, которым не обеспечено прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

Позиция заявителя

Образец плана мероприятий по улучшению условий труда 2020

Представитель ФКУ обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит судебное решение отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на малозначительность правонарушения.

Позиция суда

1. КоАП РФ не выделяет формы вины юридического лица.

Суд указал, что в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет, а требует лишь установления того, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как было отмечено судом, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности и неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.

Предлагаем ознакомиться  Класс условий труда 3.1, 3.2, 3.3 по специальной оценке условий труда

Вина ФКУ, согласно позиции суда, заключалась в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего трудового законодательства по надлежащей организации медицинских осмотров работников (понятие вины юридического лица раскрыто в статье 2.1 КоАП РФ).

2. Недостаточность финансирования не является основанием для освобождения от административной ответственности.

Образец плана мероприятий по улучшению условий труда 2020

Суд отметил, что указание ФКУ на недостаточность финансирования для выполнения установленных законом и нормативно-правовыми актами обязательных предписаний не является основанием для освобождения ФКУ от административной ответственности, в связи с чем наказание за содеянное в виде штрафа в размере менее минимального из предусмотренного санкцией части 3 статьи 5.27_1 КоАП РФ являлось справедливым.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

3. Прекращение производства по делу в связи с малозначительностью совершенного нарушения — право, а не обязанность суда.

Судом указано, что при назначении наказания были учтены обстоятельства дела и существенная угроза охраняемым общественным отношениям. При этом социально значимая деятельность ФКУ сама по себе не является основанием для прекращения производства по делу.

Отметим, что согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Решение суда

Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 18 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27_1 КоАП РФ, в отношении ФКУ, оставлено без изменения, а жалоба законного представителя ФКУ — без удовлетворения.

Роструд в письме от 11.03.2014 г. № 457-6-1 высказал мнение, что периодом времени, который должен быть использован для расчёта размера финансирования является год, в связи с тем, что приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» установлены соответствующие мероприятия, которые проводятся на протяжении всего года, и в конечном счёте нарастающим итогом на них должно быть направлено не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Следует также отметить, что указанная в части 3 статьи 226 ТК РФ формулировка касательно размера финансирования устанавливает лишь минимальный размер денежных средств, который в обязательном порядке должен быть направлен на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями, в связи с чем допускается увеличение данного показателя.

Минфин России письмом от 09.08.2011 г. № 03-03-06/4/95 разъяснил работодателям, что затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 7 п. 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при условии соответствия их критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

В силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в частности, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжёлыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Предлагаем ознакомиться  Документы по охране труда при работе с периферийным оборудованием

Итак, с необходимостью осуществлять финансирование мероприятий по охране труда в объёме, установленном на федеральном уровне, мы разобрались. Разберёмся далее с тем, кто и по каким принципам осуществляет планирование мероприятий и как определить затраты на каждое из них.

Требования к плану

Разработка плана улучшений условий труда регламентируется следующими законами и нормативными актами:

  1. Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 (ст. 212, 226).
  2. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда — ГОСТ 12.0.230.1-2015 (описывает систему управления охраной труда, планирование и профилактику).
  3. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н
  4. (содержит перечень мероприятий, которые могут быть включены в план по улучшению условий работы).

планирование и финансирование мероприятий по охране труда

В ст. 226 ТК РФ говорится, что производственное предприятие должно тратить не менее 0,2 % производственных расходов на улучшение условий и охрану труда. Перечень мероприятий утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н от 01.03.2012. Локальный годовой план мероприятий и определяет, на что будут потрачены средства. Формируется этот плановый документ ежегодно (или раз в два-три года). Порядок его разработки и утверждения вносится в положение об охране труда.

Хорошие и безопасные условия обеспечиваются:

  • рациональным распределением нагрузки между работником и оборудованием;
  • использованием разумных норм работы и отдыха;
  • улучшением технологических процессов и оборудования;
  • подбором профессиональных кадров.

Приказ Минздравсоцразвития № 181н предлагает типовую форму. При разработке проекта по улучшению условий труда на предприятии следует руководствоваться принятой в организации системой планирования. Структура плана должна учитывать требования статьи 226 ТК РФ и содержать информацию о финансировании запланированных направлений.

Он должен включать в себя информацию об ответственных за его реализацию лицах. Как правило, ими будут руководители подразделений и специалисты, перечисленные в качестве ответственных лиц в Положении об ОТ.

Важной частью плана улучшения условий труда являются сроки его реализации в целом и отдельных его мероприятий в частности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Инспекторы ГИТ при плановых проверках сверяют данные о расходах на ОТ со статотчетностью за предыдущий год и данными бухгалтерии. Цифры должны совпадать.

Какие мероприятия по улучшению условий могут быть

Перечень мероприятий по улучшению условий труда закреплен в Приказе № 181н. Перечислим некоторые:

  • специальная оценка рабочих условий;
  • модернизация оборудования;
  • монтаж защиты оборудования от внешних факторов;
  • совершенствование систем сигнализации и оповещения;
  • обеспечение работников специальными средствами защиты от негативных факторов (спецодежда должна быть изготовлена в России и из российских материалов);
  • обучение охране труда (речь идет об опасных производственных объектах и обязательном обучении сотрудников в соответствии подпунктом «в», п. 3 Правил, утв. Приказом № 580н);
  • нормативное освещение рабочих мест;
  • оснащение пунктами первой медицинской помощи;
  • устройство зон для отдыха;
  • установка автоматов с питьевой водой;
  • проведение обязательных профилактических медосмотров.

Приведенный список не является исчерпывающим. Полный перечень улучшений можно посмотреть в Приказе. Он носит рекомендательный характер и предлагает классификацию по группам:

  • организационные;
  • санитарные;
  • технические;
  • общие;
  • частные;
  • индивидуальные.

Как составить план мероприятий

Скачать документ

Разработка плана по улучшению условий работы состоит из нескольких этапов:

  • создается рабочая группа, которая будет заниматься формированием перечня направлений совершенствования условий и охраны труда;
  • издается специальный приказ, регламентирующий выполнение работы и определяющий ответственных лиц;
  • разрабатывается проект плана мероприятий по улучшению ОТ;
  • проект плана проходит согласование;
  • принятие и утверждение готовой программы и сметы на ее выполнение.

Важной частью подготовки плана мероприятий по улучшению ОТ на следующий год будет грамотно сформированная смета расходов. Затрачиваемая сумма будет зависеть от:

  • вида деятельности организации;
  • необходимости проводить оценку рабочих мест;
  • наличия предписаний контролирующих органов;
  • проводимых модернизационных мероприятий.

Сформированной рабочей группе для определения необходимых мероприятий и оптимизации их перечня необходимо:

  • провести анализ выполненных мероприятий за предыдущий год и проанализировать расходы;
  • составить план процедур;
  • подготовить смету расходов;
  • согласовать и утвердить смету с соответствующими подразделениями предприятия.

Перед началом планирования следует провести более детальный анализ:

  • расходов на ОТ и на производство продукции, услуг;
  • карт спецоценки условий работы;
  • раздела 8 актов о расследовании несчастных случаев — «Мероприятия по устранению причин несчастного случая»;
  • имеющихся предписаний надзорных органов;
  • имеющихся договоров на закупку средств защиты, проведение медосмотров, обучение работников, специальную оценку рабочих условий.

Анализ позволит оценить предстоящие расходы и вероятные сверхплановые потребности. Их нужно учесть в смете.

Кто разрабатывает план

На каждом предприятии в соответствии с законодательством существуют ответственные за ОТ. Чем больше предприятие, тем сложнее служба ОТ. Специальное подразделение, в соответствии с ст. 217 ТК РФ, создается, если количество работающих превышает 50 человек.

В процесс управления охраной труда и промышленной безопасностью на предприятии вовлечены абсолютно все руководители и специалисты организации. Выделяют три уровня управления системой:

  • высшее звено — руководитель и его заместители, главный инженер, главные специалисты;
  • среднее — руководители структурных подразделений, механики и технологи;
  • младшее — прорабы, мастера, бригадиры.

Рабочая группа, которая будет разрабатывать программу по улучшению рабочих условий, формируется из их числа. Состав утверждается руководителем и фиксируется в приказе.

Соблюдение утвержденного плана будет под контролем государственных органов, профсоюзов, сторон коллективного договора, непосредственно службы охраны труда.

Как утвердить план

Подготовленный и оформленный проект проходит согласование всех заинтересованных подразделений на предприятии. Затем оформляется акт при участии профсоюзной организации. Этот этап не обязателен, но на крупных предприятиях присутствует.

Детально обсуждаются мероприятия и предстоящие затраты на улучшения. Вносятся необходимые изменения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

План мероприятий может быть оформлен как раздел коллективного соглашения или договора. В него вносятся все ответственные за его исполнение. План оформляется в итоговый документ, подписывается руководителем. Затем идет утверждение приказом по предприятию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector