Курсовая работа: Участие прокурора в гражданском процессе

Содержание

Введение … 3

1 Общая характеристика деятельности прокурора по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве … 6

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

   1.1 История развития деятельности прокурора по защите трудовых прав граждан в российском гражданском судопроизводстве … 6

   1.2 Правовые основы деятельности прокурора по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве … 10

2 Особенности участия прокурора в рассмотрении судом дел о защите трудовых прав граждан … 15

   2.1 Организационные аспекты участия прокурора в гражданском судопроизводстве для защиты трудовых прав граждан … 15 

   2.2 Участие  прокурора  в рассмотрении  судом дел о защите трудовых прав граждан на различных стадиях гражданского судопроизводства … 19

Заключение … 35

Список использованных источников … 38

Введение

Сегодня прокуратура представляет собой единую федеральную централизованнyю систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Частью этой надзорной деятельности является и участие прокуроров в рассмотрении дел судами, предусмотренное ч.3 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 (ред. 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (Далее ФЗ

«О прокуратуре»). В соответствии с данной нормой прокурор участвует, в том числе, и в рассмотрении судами гражданских дел в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. От 07.03.2018) (Далее ГПК РФ) в ст.

Курсовая работа: Участие прокурора в гражданском процессе

45 предусматривает участие прокурора в гражданском судопроизводстве в двух формах, первая и основная из которых это подача прокурором иска (заявления) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вторая, собственно – вступление  в уже начавшийся по инициативе иных ли процесс для дачи заключения по определенным категориям дел, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами (по делам о выселении, восстановлении на работе, об усыновлении и др.).

Одним из наиболее важных направлений деятельности прокуратуры является судебная защита прокурором трудовых прав граждан, содержание которой и будет раскрыто в настоящей работе.

Актуальность темы выбранного исследования определяется прежде всего наличием на сегодняшний день целого ряда нарушений трудовых прав граждан при принятии на работу, расторжении трудового договора, увольнении, выплате заработной платы, пособий и компенсаций и другие, поскольку нарушенное право всегда  требует защиты, а работники в силу различных обстоятельств не всегда способны осуществить ее самостоятельно.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Именно в таких ситуациях и призван защитить их права и законные интересы прокурор, как представитель государства, применяя при этом все необходимые правовые средства, предоставленные ему законом. Научная разработанность темы связана с изучением теоретических и практических проблем, касающихся защиты прокурором в судебном порядке трудовых прав граждан, которые рассматривались в сравнительно небольшом количестве научных трудов, среди которых работы Головко И. И., Улизко Т.А., Воробьева Т.Н., Волкова С.С.

Целью нашей курсовой работы является изучение различных аспектов деятельности прокурора по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве. Для реализации намеченной цели мы ставим перед собой следующие задачи: дать общую характеристику указанной деятельности и проанализировать эволюцию института участия прокурора в гражданском процессе по рассматриваемой категории дел, а также изучить особенности, как процессуальные, так и организационные, участия прокурора в рассмотрении судом дел о защите трудовых прав граждан, выявить проблемные аспекты реализации прокурором полномочий по защите прав граждан, вытекающих из трудовых правоотношений и внести предложения по их разрешению.

Объектом исследования выступают правовые отношения, возникающие между прокурором и другими участниками гражданского судопроизводства в ходе реализации прокурором полномочий по защите трудовых прав работников в суде.

Предметом исследования является комплекс нормативно – правовых актов, регламентирующих процессуальный статус прокурора, участвующего в любой предусмотренной законом форме при рассмотрении судом дел о различных нарушениях трудовых прав граждан.

Методологическую основу нашей работы составляют такие способы и средства исследования как: логический, формально-юридический метод, сравнительно-правовой, историко-правовой и другие методы.

Структура курсовой работы состоит следующая: введение, основная часть, состоящая из трех разделов, которые в свою очередь, состоят из двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Общая характеристика деятельности прокурора по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве

Прокуратура была создана по Указу Петра I от 12 января 1722 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Прокурор представлял верховную власть и государство в Сенате; ему подчинялись прокуроры в надворных судах, которые проверяли решения судов и опротестовывали незаконные решения.

Позднее, в связи с проведением Губернской реформы и изданием Указа Сената

«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 г. законодатель впервые разделил судопроизводство на два вида (по уголовным и казенным делам) и незамедлительно ввел прокурора в круг участников гражданского процесса, где прокурор защищал казенный и общественный интерес путем дачи заключений по делам.

В ходе Судебной реформы 1864 года круг полномочий прокурора был ограничен лишь «делами судебного ведомства».

Это объяснялось прежде всего тем, что на лиц прокурорского надзора было возложено огромное количество обязанностей, связанных с контролем над различными отраслями государственного управления (надзор за порядком рассмотрения гражданских и уголовных дел; надзор за исполнением законов о подсудности; дача заключений по законодательным вопросам;

казенные дела и др.) При такой обширности и разнородности вверенных прокурорам полномочий добросовестное и своевременное исполнение ими своих служебных обязанностей становилось практически невозможным. Это также способствовало ограничению участия прокурора в гражданском судопроизводстве делами определенной категории: «ходатайства по которым нет истца, либо истец по которому не пользуется полной гражданской правоспособностью и др.».

Предлагаем ознакомиться  К запретам связанным с гражданской службой относится

Защите прокурором, собственно, трудовых прав граждан в судебном порядке стала возможна лишь в конце XIX века с принятием первых актов трудового законодательства: «Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» от 1 июня 1882 г. ; Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «По проекту Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» от 3 июня 1886 г. и др.

Общий порядок участия прокуроров в заседаниях судов второй и надзорной инстанций по названным выше категориям дел, то, что они обладали правом выступать с заключениями об обоснованности жалоб сторон, дает основания полагать, что прокуроры надзирали за законностью решений судов всех инстанций по делам о защите трудовых прав граждан в общем порядке.

После октябрьской революции 1917 года все законодательство, перестало действовать, однако поскольку в этот переходный период регулирование различных отраслей общественной жизни все же требовалось, Декретом «О суде» ВЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 предусматривалось: «Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходит по правилам судебных уставов 1864 года постольку, поскольку таковые не отменены декретами ЦИКа и СНК и не противоречат правосознанию трудящихся классов» (ст. 2 Декрета).

Декретом СНК «О суде» от 24 ноября 1917 г. институт прокурорского надзора был упразднен. Создание прокуратуры в составе Наркомата юстиции состоялось в мае 1922 года. На тот момент прокуроры не участвовали в рассмотрении судами гражданских дел. Первым новым нормативным актом о судопроизводстве было Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г.

, которое не наделяло государственную прокуратуру правом на участие в гражданском судопроизводстве в интересах граждан, общества и государства. Впервые полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве были установлены ГПК РСФСР 1923 г., ст. 2 которого предоставляла прокурору право начать дело или вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов трудящихся.

С января 1924 года в двадцати губерниях в составе губернских прокуратур действовали специализированные прокуроры по вопросам в сфере труда. Положение о судоустройстве РСФСР 1926 г. обязало прокуратуру охранять в гражданском процессе интересы трудящихся, так прокурор был вправе предъявлять иски для охраны интересов трудящихся и участвовать в судебных заседаниях по этим делам;

опротестовывать в кассационном, надзорном порядке судебные акты и давать заключения в судах кассационной инстанции. Основы гражданского судопроизводства СССР и союзных республик 1962 г. значительно расширили круг полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве, теперь он был в праве, кроме прочего, вступать в дело в любой на стадии процесса в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и давать заключение по делу, надзирать за точным и единообразным исполнением законов в гражданском судопроизводстве, опротестовывать незаконное, необоснованное решение суда независимо от участия в данном деле, приостанавливать исполнение судебных актов до окончания производства в порядке надзора.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Положения Основ относительно участия прокурора в гражданском судопроизводстве почти в неизменном виде перешли в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г.

Закон «О прокуратуре СССР», принятый 30 ноября 1979 г., закрепил в качестве направления деятельности прокуратуры надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, в том числе и гражданских, при  этом каких-либо ограничений в зависимости от категории дел не предусматривалось.

Курсовая работа: Участие прокурора в гражданском процессе

В 1992 году был принят Закон «О прокуратуре Российской Федерации» , в соответствии с которым осуществляет деятельность современная прокуратура России, а в 2002 г. вступил в силу Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, который закрепил в ст. 45 процессуальное положение прокурора в гражданском судопроизводстве и современные формы его участия в гражданском процессе, упомянув при этом, в том числе и защиту прокурором трудовых прав граждан путем подачи заявлений, а также вступления в процесс и дачи заключения по делам о восстановлении на работе и т. д.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что институт защиты прокурором трудовых прав граждан является достаточно молодым для российской правовой системы и начинает формироваться лишь, собственно, с появлением у граждан этих прав, т. е. с появлением в конце XIX века первых законов, регулирующих труд, дальнейшее развитие института в советский период шло по пути расширения полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве, без уделения особого внимания защите трудовых правоотношений.

Нормативную основу защиты прокурором трудовых прав граждан в суде составляет целый массив правовых актов. В первую очередь необходимо проанализировать конституционные основы такой защиты.

Предлагаем ознакомиться  Порядок заключения дополнительного соглашения к трудовому договору о совмещении должностей

Так, статьи 7, 37 Конституции Российской Федерации провозглашают основные принципы и права граждан в сфере трудовых правоотношений, при этом подчеркивая, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Кроме того, конституционно закреплено право на свободный труд и запрет всякого рода дискриминации в этой сфере, право трудиться в достойных условиях, а также право на защиту в случае нарушения трудовых прав. Эти нормы Конституции носят не декларативный, а прикладной характер для правоприменителя, поскольку нарушение конституционных прав граждан в сфере трудовых правоотношений и является основанием для принятия органами прокуратуры соответствующих мер по защите этих прав, в том числе и посредством гражданского судопроизводства.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы, а международное право имеет приоритет над национальным. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.

№ 101-ФЗ положения официально опубликованных международных договоров России, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют непосредственно. Для применения иных международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. Однако, международный договор подлежит применению непосредственно, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора, в том числе посредством ратификации.

Наибольший интерес в этом смысле представляют правовые акты, принятые Международной организацией труда (Далее МОТ). В настоящее время Россией ратифицировано около 60 конвенций МОТ, касающихся различных аспектов реализации прав граждан на труд, наиболее значимые из них: Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года;

Конвенция № 138  о минимальном возрасте для приема на работу; Конвенция № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов и др. Важнейшими документами, определившими вопросы социальной защиты работников в процессе труда и формулирующими концептуальные основы государственной политики международного сообщества в области условий и охраны труда, являются ратифицированные в России Конвенция 155 (1981 г.) «О безопасности, гигиене труда и производственной среде», Конвенция 150 (1978 г.) «Регулирование вопросов труда».

Международные акты безусловно подлежат детальному изучению и анализу должностными лицами органов прокуратуры в рамках реализации их полномочий по участию в гражданском судопроизводстве в целях защиты трудовых прав граждан, поскольку эти акты являются составной частью правовой системы Российской Федерации, и хотя большая часть их положений интегрирована в национальное законодательство, игнорирование международных актов как первоисточников, на наш взгляд, не способствует эффективной судебной защите трудовых прав.

Заключение

дана общая характеристика указанной деятельности и проведен анализ эволюции института участия прокурора в гражданском процессе по рассматриваемой категории дел, изучены особенности участия прокурора в рассмотрении судом дел о защите трудовых прав граждан, выявлены проблемные аспекты реализации прокурором полномочий по защите прав граждан, вытекающих из трудовых правоотношений намечены пути их решения.

Курсовая работа: Участие прокурора в гражданском процессе

Во-первых, институт защиты прокурором трудовых прав граждан является достаточно молодым для российской правовой системы и начинал формироваться лишь в конце XIX века первых законов, регулирующих труд. На современном этапе вопросы защиты прокурором трудовых прав граждан регламентированы довольно подробно, и находят свое отражение не только в процессуальном законодательстве, но и в нормах материального, в том числе и трудового, права.

Во-вторых, законодательная база по вопросам участия прокурора в гражданском судопроизводстве в защиту трудовых прав граждан на сегодняшний день весьма обширна и во многом противоречива.

В-третьих, исследование организации деятельности прокурора по защите трудовых прав позволило установить необходимые условия ее эффективного осуществления: организация работы, внутрисистемное взаимодействие в органах прокуратуры на всех этапах деятельности, разработка методических рекомендаций, полнота информации о нарушениях и др.

И наконец, в законодательной регламентации деятельности прокурора по защите трудовых прав граждан имеется масса спорных и проблемных вопросов, требующих разрешения.

С учетом изложенного, предлагается внести в законодательство следующие изменения:

  • в нормах отраслевого законодательства, в том числе и трудового, представляется целесообразным четко закрепить перечень оснований для подачи прокурором заявления в суд, поскольку на практике возникают ситуации, когда прокурор выходит за пределы своих полномочий;

  • в ГПК РФ необходимо закрепить, что не только согласие на отказ от иска и прекращение производства по делу должно подтверждаться материальным истцом в протоколе судебного заседания, но и изменение предмета и основания заявленного прокурором иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, применение прокурором мер по обеспечению иска, это в полной мере будет соответствовать самой процессуально-правовой природе участия прокурора в гражданском процессе, поскольку он выступает в нем не для защиты собственных интересов и должен согласовывать свою позицию с волей материального истца, такое согласование, безусловно, должно быть подтверждено истцом лично и занесено в протокол судебного заседания;

  • закрепить в ГПК РФ четкий перечень категорий дел, участие прокурора в которых в форме дачи заключения по делу обязательно;

  • закрепить в ГПК РФ положение о том, что заключение прокурора может быть подано только в письменной форме;

  • исключить положение о том, неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела не является препятствием к разбирательству дела;

  • внести в ГПК РФ прямой запрет на участие прокурора в гражданском судопроизводстве одновременно в двух формах.

Предлагаем ознакомиться  Образец акта остатков по кассе

Все эти нововведения, как нам кажется, будут способствовать оптимизации как функционирования института участия прокурора в гражданском судопроизводстве в целом, так и для защиты трудовых прав граждан, в частности. Кроме того, на наш взгляд, устранение выявленных недостатков будет способствовать укреплению законности и правопорядка в целом, вынесению справедливых судебных решений, способных реально восстановить нарушенные права граждан в сфере труда.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ.

  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

  3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. От 28.12.2017) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 05.02.2018) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.04.2018)

  5. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 25.07.2002, с изм. От 18.07.2003) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

  6. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 

№ 2202-1 (ред. От 31.12.2017) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. От 28.12.2017) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.04.2018).

  2. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. От 23.04.2018) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

  3. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. От 12.03.2014) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

  4. Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан: Указ Президента РФ от 10.03.1994 № 458 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

  5. Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875(ред. От 30.04.2018) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

  6. Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.07.2017 № 475 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

  7. Об организации взаимодействия территориальных и транспортных прокуроров при реализации полномочий в гражданском и арбитражном процессе: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 12.10.2007

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

№ 167 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 26.01.2018).

  1. Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.05.2016 № 276 (ред. От 03.04.2018) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

  2. О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Информационное письмо заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 27.01.2003 № 8-15-2003 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 26.01.2018).

  3. Декрет о Суде СУ РСФСР. 1918. № 26. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 26.01.2018).

  4. Судебные Уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на коих они основаны // Издание Государственной канцелярии. Часть первая. Спб. 1866. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.05. 2018).

  5. Об утверждении Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик: Закон СССР от 08.12.1961 (ред. от 07.01.1988) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

Курсовая работа: Участие прокурора в гражданском процессе

Судебная практика

  1. О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.04.2018).

  2. О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.02.2018).

  3. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5(ред. от 05.03.2013) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

  4. О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.01.2018).

  5. Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2018 № 41-КГ17-38 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.04.2018)

  6. Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2018 № 25-КГ17-34 // СПС Консультант Плюс (дата обращения 03. 06. 2018)

  7. Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 № 5-КГ16-243 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.06.2018)

  8. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Абдурахмановой Л.Б. на нарушение ее конституционных права ч.1 и ч. 2 ст. 45 ГПК РФ: Определение Конституционного суда от 20 июня 2006 г. № 176-О // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.02.2018).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector